Списывай, только не точь-в-точь: архитектурные объекты с украденным дизайном
Нет, это не клонирование, а откровенное воровство.
Существует поверье, что однажды один творческий человек не обвинил другого в плагиате, и у него отвалилась жоржет на лацкане лапсердака. Плагиат — это обычное явление во всех сферах повседневной жизни, чего уж там говорить про творчество («Жить — уже плагиат» (с) Французский мыслитель-эссеист Эмиль Мишель Чоран).
Вдохновение, оммаж, заимствование, переосмысление, ремастеринг, ремейк — хоть как назови, а факт остаётся фактом: плагиатят идеи все, всегда, осознанно или не подозревая об этом. Будем называть это ёмким непечатным словом, кокетливо прикрываясь вот так: [цензура], попутно раскрывая всю плагиатную суть — это вторичка, это уже было, это вчерашки, а нам подавай что-то новое и невиданное. То есть всегда ценится идея и новшество, но с этим тяжеловато: любая гениальная идея одновременно может прийти в голову миллионам человек, а новатором и автором будет считаться тот, кто её воплотит в жизнь (кстати, а сама идея не является предметом авторского права и законом не защищена). Такие дела.
Герой одного из наших интервью Евгений Попадинец, или Топа, в своём Utopia Show на примере музыки разбирал плагиат, придя к выводу, что его не существует. С музыкой легко: все те, кого обвиняют в лёгком или тяжёлом, наглом и вероломном заимствовании (так было, например, с треком британцев Gorgon City No More и его абсолютным клоном «Импульсы» Лены Темниковой) отвечают, что нот всего семь, а песен — миллиарды (идею поддержал в прошлом известный певец, а ныне популярный плоскоземельщик Юрий Лоза). Писателям намного тяжелее, ведь в русском алфавите 33 буквы, из них слов можно составить гораздо больше, а манёвров для заимствования меньше (шанс повторить чужие слова, сложенные в предложения, кратно увеличиваются). Архитекторам и дизайнерам и того хуже: цвета и формы по пальцам пересчитать можно, но ты старайся, удивляй.

Архитектурные стили Европы и России не раз [цензура] идеи у античного наследия, вдохновляясь им и адаптируя его формы в новых на тот момент исторических контекстах. Вся эта чехарда с плагиатом и оммажем прошла несколько этапов развития, хотя правильнее было бы это назвать эволюцией. Что говорят эксперты:
Античность (Древняя Греция и Рим). Источник — классические ордеры (дорический, ионический, коринфский), симметрия, колоннады, портики и фронтоны. Пример: Парфенон, Пантеон.
Палладианство (XVI век, на основе идей Андреа Палладио). Прямое заимствование и систематизация античных принципов. Зодчие позднего Возрождения, особенно в Венеции, воссоздавали идеалы античности через математическую пропорцию и геометрию. Пример: Вилла Ротонда.
Классицизм (конец XVIII — начало XIX века). Возрождение античного духа в эпоху Просвещения. Чёткость форм, строгость линий, отказ от барочных излишеств. Пример: Казанский собор в Санкт-Петербурге, здание Адмиралтейства, ансамбль Казанского университета.
Сталинский классицизм («Сталинский ампир», 1930–1950-е годы). Синтез классицизма с монументальностью и политическим символизмом. Высокие колонны, пилястры, фасады с триумфальными элементами — всё это заимствовано из античности через призму палладианства и классицизма, но усилено до гигантизма. Пример: «Высотки» Москвы (здания на Котельнической набережной, МГУ на Воробьёвых горах).
В принципе советские ДК в разных городах, выставочные павильоны, вокзалы и другие общественные здания — все, где есть портики с колоннами, фронтоны и ордерная система — это всё заимствования из античной архитектуры.

Вообще, в архитектуре прямой плагиат — редкое явление. Чаще говорят о заимствовании идей, воровстве концепций и откровенном копировании композиций. До судебных разбирательств по поводу архитектурного плагиата доходит редко, но бывало в истории и такое. Из относительно недавнего: в Санкт-Петербурге в суде выясняли, кто у кого [цензура] идею благоустройства Большой Морской улицы два архитектора Антон Николаенков и Дмитрий Лагутин.
В Китае проблему с плагиатом и возможными последующими судами решили элегантно и легко, запретив копировать чужие реализованные идеи (и это после того, как страна накопипастила целые города на своей территории). Одним из факторов, повлиявших на такое решение, был громкий скандал, связанный с именем Захи Хадид. Её компания, спроектившая и построившая комплекс небоскрёбов в Китае, увидела в других зданиях там же в Китае плагиатище на свою работу. После долгих разбирательств обвинённая в воровстве интеллектуальной собственности сторона заявила: «Мы никогда не хотели копировать, мы хотели лишь превзойти», а Хадид отнеслась ко всему этому философски, допуская клонирование проектов.
Мам, хочу в Париж! — Париж есть у нас дома
КНР — это колыбель фейков, пали, подделок и реплик, и там есть своя палёная столица Франции в пригороде Гуанчжоу. Район Тяньдучэн начали застраивать в 2007 году, поставив в его центр Эйфелеву башню, разбив вокруг парк, создав свои Елисейские поля и Люксембургский сад, потратив на это почти 500 миллионов евро. Инвестиции не окупились — на мини-Париж китайцы приезжать и смотреть не хотели, предпочитая лететь в оригинальные локации. Там, в Париже, и Эйфелева башня повыше, и диаспора внушительная (самый большой Чайна-таун в Европе можно посетить именно в столице Франции).

Вообще, Китай — это, наверное, лидер среди всех стран по количеству архитектурного плагиата (полного, частичного, непреднамеренного, осознанного): в разных городах можно найти точные копии Тадж-Махала и Александрийского маяка (в Пекине), точную копию австрийской деревни Гальштат (оригинал находится под охраной ЮНЕСКО, а на копию ежегодно приезжают посмотреть толпы туристов, от чего местные просто воют), реплики Зимнего дворца и Собора Василия Блаженного (в Шэньчжэне). С 2020 года партия КНР запретила [цензура] чужие архитектурные решения, постановив строить общественные сооружения с учётом своей культуры и особенностей местности, чтобы продвигать свои дизайн и скрепность.
Бельгийская Красная площадь
В самом центре Йошкар-Олы (столице Марий Эл) можно увидеть архитектурный плагиат на все вкусы. Благовещенская башня с часами, копирующая Спасскую башню на Красной площади в Москве; Благовещенский собор, при создании которого архитекторы вдохновлялись видами Храма Василия Блаженного на той же Красной площади и Храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге; каким-то чудом здесь выросла набережная Брюгге, имитирующая бельгийский городок. Пёстро, но красиво. Много, но забавно, хотя и без цельной концепции.
Как будто бы да, но нет
В 1931 году в Москве был разрушен храм Христа Спасителя, на его месте планировали возвести Дворец Советов — дико дорогой, амбициозный демонстрирующий коммунистическую мощь проект. Здание планировали задействовать для заседаний высшего органа власти и проведения демонстраций. Около 10 лет шли закрытые и Всесоюзный конкурсы. Будущее здание Дворца по своим размахам превосходило вообще все существующие здания союзных республик, но, правда, на бумаге. Дворец Советов должен был венчать железный стометровый Ленин с вытянутым четырёхметровым пальцем (указывающим направление для пролетариев всех стран), а высота всей конструкции должна была составлять 415 метров (100 из которых — это статуя вождя). Строительство началось, но Великая Отечественная война поменяла планы: стальные конструкции разобрали и использовали для оборонительных укреплений столицы, а много позже на месте окончательно замороженного проекта разместили легендарный бассейн «Москва» (спустя несколько десятков лет и его снесли, а на этом месте восстановили храм).




Есть легенда, что знаменитый архитектор Оскар Нимейер [цензура] идею Дворца Советов, увидев чертежи будущего здания, и построил Дворец Национального конгресса в городе Бразилиа. О плагиате, конечно, можно говорить — советское не построенное и бразильское возведённое здания внешне похожи и немного перекликаются идеями, но как Нимейер мог рассмотреть амбициозный советский проект настолько детально, чтобы сплагиатить? Доподлинно известно, что бразильский архитектор был восхищён зданием Казанского цирка настолько, что долго цокал языком, рассматривая его фотографии.

Грузинский Гауди
В Батуми между проспектом Руставели и набережной где-то посреди газона есть кафе «Фантазия», существующее с 1975 года. Вы его точно видели, даже если не бывали в Грузии: это здание мелькает в кадре фильма «Любовь и голуби». Необычное, яркое и всем своим видом показывающее причастность к таланту Антонио Гауди — его мозаичные экстерьеры повторяют знаменитый на весь мир почерк испанца (каталонца?). По каким-то неведомым причинам авторство «Фантазии» приписывали Зурабу Церетели, но это ложь и провокация — авторами этого здания были архитектор Георгий Чахава и художник Зураб Капанадзе. Вот в этом конкретном случае говорить про оммаж, вдохновение и переосмысление не приходится — идеи (уже реализованные) Гауди конкретно [цензура].
Что касается самого здания, то оно стоит на своём историческом месте и сегодня, хотя вопрос о его сносе поднимался несколько раз. До 2000 года кафе более-менее существовало, а после окончательно закрылось. На протяжении почти 20 лет яркий остов стоял, радушно исполняя функции стихийного общественного туалета и склада для строительного мусора (рядом активно застраивалась береговая линия), но в 2018 году оно вновь открылось, пережив реконструкцию до первозданного вида. Поговаривают, что Хаяо Миядзаки тоже [цензура] идею «Фантазии», использовав её прототип в мультфильме «Унесённые призраками». Но это, конечно, просто фантазия.
Популярное
Списывай, только не точь-в-точь: архитектурные объекты с украденным дизайном
Нет, это не клонирование, а откровенное воровство.
Легендарные клипы, снятые на айфон: от The Weeknd до Дуа Липы
Вспоминаем, кто использовал телефон для создания шедевров.
Никита Кологривый: «Моя задача – чтобы в новой роли не увидели «Слово пацана»
На экраны вышел фильм «Август». В нашем эксклюзивном разговоре с главным героем картины обсуждаем, насколько сложными были съемки, и как Сергей Безруков умеет наставлять на площадке.
Гаджеты для тренировок — будущее фитнеса или модное баловство?
Тренировки в спортзале — это тяжело. Простите, а можно как-то уменьшить мучения? Можно — с помощью новых технологий.