Александра Шестакова/GALA

Автор фото: Александра Шестакова/GALA

Автор материала: Роберт Зарипов

30 October 09:00

Российские киношники не понимают народ и продолжают снимать мюзиклы

«Пророк», «Алиса в стране чудес», «Москва слезам не верит», «Плагиатор», «Летучий корабль» – зачем выпускают столько музыкальных фильмов, которые не нравятся зрителям?

За последние годы в России вышло огромное количество мюзиклов: «Лед 3», «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Москва слезам не верит», «Пророк», «Плагиатор», «Алиса в стране чудес». Возможно, потому что сейчас этот жанр невероятно востребован у зрителей? Ну, мягко говоря, нет. Есть, конечно, и прибыльные проекты, но даже их очень многие ругают за песни и пляски. Получается, что их успех, скорее, вопреки жанру? Мы и решили разобраться, почему мюзиклы оккупировали российский кинорынок, несмотря на провалы в прокате.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Мюзиклы Шредингера

Необъяснимо, но факт: при выпуске в прокат и на всевозможных стриминговых сервисах жанр многих мюзиклов не указан как мюзикл. Зато их определяют как что угодно другое: драма, мелодрама, фэнтези и дальше по списку. Дело в том, что прокатчики и маркетологи боятся позиционировать проекты как мюзикл, поэтому прячутся за драмами или музыкальными фильмами. Со вторым-то жанром и необходимо разобраться. Где начинается музыкальный фильм, а где заканчивается мюзикл? Если обратиться к Гуглу, то он дает такое пояснение: в мюзикле музыка, танцы и песни – это ключевые элементы повествования, а в музыкальном фильме музыка важна, но это не основной способ рассказа истории. Вроде бы разница понятна, но на самом деле она невероятно тонкая и иногда стирается. Но часто бывает и такое, что в жанровом определении не указывается ни то, ни другое. Например, сериал «Москва слезам не верит. Всё только начинается» - мюзикл на 100%, но на стримингах подписывается как «мелодрама, драма». Поэтому не обращаем никакого внимания на формальные определения киносайтов. Как говорил доктор Хаус: «Эврибади лайс». 

Автор фото: kino-teatr.ru

Сколько мюзиклы собирают в прокате?

Самый лучший пример мюзикла за последние годы – это «Лед 3» (да и вся франшиза). Оценка 8,2, топовые отзывы зрителей, хорошие рецензии критиков, в прокате фильм собрал почти два миллиарда рублей. Но это исключение. Довольно парадоксальным получились «Бременские музыканты», которые вроде и собрали три миллиарда, но у картины всего 40% положительных отзывов, и критики её не особо оценили. Или, например, «Пророк. История Александра Пушкина» (интервью с режиссером можно читать тут). Фильм про главного поэта страны, в кадре Юра Борисов, но проект еле-еле окупился, собрал 1,6 миллиарда рублей при бюджете в 800 миллионов. И при этом те же несчастные 40% положительных отзывов у зрителей при оценке 7,1. Что ж, это всё еще неплохие примеры.

Всё по-настоящему плохо, например, в случае с «Летучем кораблём»: оценка 5,7, не окупился, 17% положительных отзывов, критики разнесли. Хотя здесь и популярный оригинальный проект, куча звездных актеров, сказки сейчас в моде, но ничего не помогло. А если посмотрим на единственный пример мюзикла в сериалах, то с «Москвой слезам не верит» тоже печально. Оценка 6,2, вроде бы 54% положительных отзывов, но разнос от критиков и очень много хейта в интернете.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Все было хорошо, но потом они запели

Мюзиклы разные, и их много, но претензии у зрителей практически идентичные. Самая большая боль – когда актеры не попадают в липсинк. Это безумно непрофессионально, на дворе 2025 год, а у вас рот открывается хаотично без привязки к песне. Это же не прямая трансляция, просто сделайте больше дублей. А если не получается и спустя 20 попыток – может, не стоит тогда снимать мюзиклы? Причем встречается подобное и в довольно дорогих проектах с опытными режиссерами: та же не верящая слезам Москва Крыжовникова - яркий пример: денег на сериал потратили кучу, взяли топовых актеров, но кривой липсинк почти во всех сериях. 

Претензия номер два – непоющие актёры. Раз уж продюсеры решают снимать мюзикл, где поют песни, то и актеров надо брать таких, которых слушать приятнее, чем звук ногтей по пенопласту. Ну заранее же знаете, какой снимаете проект. Когда во время диалога зритель слышит один голос, а во время музыкального номера другой — это выглядит дешево. Можно понять продюсеров, которые хотят взять большую звезду на главную роль, потому что это привлечет больше людей и, соответственно, больше денег. Но в итоге это может сыграть злую шутку.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Всё это вроде бы очевидные вещи, но из года в год режиссеры и продюсеры повторяют свои ошибки, будто бы специально игнорируя опыт предшественников. И у меня есть еще две претензии, более субъективные. Главная – это всеобщий крик массового зрителя: «не верю». Она скорее относится к более реалистичным проектам, хотя и в отзывах под сказками (например, «Бременские музыканты») можно такое встретить. Очевидно, что более условная, выдуманная, фантазийная атмосфера больше подходит этому жанру. И в последнюю очередь хочется сказать о том, что многие песни в мюзиклах у нас – это просто каверы на известные песни, нет оригинальных композиций, которые могут завируситься после просмотра. Если посмотреть на лучшие голливудские примеры, то и в «Ла-Ла Ленде», и в «Звезде родилась» есть много треков, которые люди слушают, таким образом продлевают жизнь фильмов. Недовольство зрителей довольно логичное, но мне кажется, что сначала надо решить проблему с липсинком, а потом уже писать новые хиты. И в завершение хочется отметить странную привычку людей идти на мюзиклы, когда они их не любят, а потом жаловаться на фильм в интернете. Все-таки человек — необъяснимое существо. 

Борьба с ветряными мельницами

Главная причина невероятного мирового бума мюзиклов – это безумный успех «Ла-Ла Ленда». Мало того что его полюбили зрители, поставили высокие оценки, он собрал $447 миллионов долларов при бюджете в $30 миллионов. Так еще и получил просто море наград: шесть «Оскаров», семь «Золотых глобусов» и еще множество менее значительных призов. Здесь стоит учитывать, что такой шедевр растопил сердца зрителей, которые раньше скептически относились к мюзиклам. Теперь они знают, что их можно не бояться, они не укусят, максимум – будут петь. И вот спустя два года после успеха Дэмьена Шазелла выходит наш ответ Голливуду «Лед» (сценарий к которому написали Андрей Золотарев и Олег Маловичко). Сборы 1,5 миллиарда при бюджете в 150 миллионов рублей, хорошие оценки от зрителей. Картину скептически оценили критики, но кому до них есть дело, когда продюсеры заработали полтора ярда. Вторая и третья часть франшизы собрали в сумме почти 3,5 миллиарда. И это прецедент для всех продюсеров, которые хотят так же. Почти в каждом интервью у режиссеров мюзиклов можно услышать, что вдохновлялись они «Ла-Ла Лендом», а про «Лед» молчат, но очевидно, что именно благодаря их успеху проект запустили.

Также нельзя забывать, что почти все наши фильмы финансируются различными государственными структурами. Видимо, подобные проекты высоко оценивают всякие «Фонды кино». А поскольку часто деньги возвращать не надо или возвращать только частично, то и продюсеры охотнее рискуют. Например, если посмотреть на сериалы, которые спонсируется стримингами (Okko, «Кинопоиск», Start и другие), то там мюзиклов днем с огнем не сыщешь. Видимо, они невысоко котируют этот жанр, поэтому и не снимают их. Исключением будет, наверное, только новая «Москва слезам не верит» от Крыжовникова. Но здесь все-таки один из главных режиссеров и именитый бренд.

Почти все мюзиклы активно пытаются завлечь зрителя чем-то знакомым и любимым. Часто это известный бренд, который все знают: личность Пушкина, популярный советский мультфильм. Если такого нет, то в фильм вставляют как можно больше всеми любимых песен. Особенно любят еще переделанные старые композиции, чтобы привлечь наиболее разную аудиторию. Не надо забывать про проверенную схему — берем как можно больше звезд, они приведут в кинотеатр определенную аудиторию железно. Таким образом за счет силы бренда, любимых аудиокомпозиций и актеров первой величины продюсерам часто удается собрать немало денег. И даже при неплохих сборах все равно многие зрители жалуются на лишние песни с плясками.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Да почему же киношники усложняют себе жизнь и снимают мюзиклы, на которые не затащишь зрителя? Ответ на самом деле очень прозаичен. Режиссеры и продюсеры просто любят мюзиклы и хотят их снимать. Все они творческие люди, которые хотят реализовываться. Но очень часто массовый зритель не особо разделяет их желание. 

Автор фото: kino-teatr.ru

Изначально текст задумывался как попытка посмеяться над продюсерами, что они совсем не понимают зрителей, снимают мюзиклы, которые никто не смотрит, а если смотрит, то ругает. Конечно, есть немало примеров объективных косяков продюсеров, режиссеров, актеров: липсинк, когда вместо актера поют. Но ситуация на самом деле намного глубже и неоднозначнее. С одной стороны, есть зрители, которые не любят этот жанр, но все равно идут в кино, им, естественно, не нравится, а потом они пишут гневные комментарии. Таких, увы, понять не могу. С другой — есть продюсеры и режиссеры, которые хотят как лучше, снять свой «Ла-Ла Ленд», но получается «Москва слезам не верит. Всё только начинается». И в итоге недовольны все. Кто-то считает, что в России просто никогда не приживутся мюзиклы. Но есть невероятно успешная франшиза «Лед». Правда где-то посередине. Лично я верю и надеюсь, что когда-нибудь у нас появится свой Дэмьен Шазелл или Баз Лурман. А возможно, что он уже есть и прямо сейчас работает над своим шедевром, который перевернет индустрию. 

Чтобы следить за новостями в мире киноиндустрии и первым узнавать о новинках – подписывайтесь на наш телеграм-канал.