kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор материала: Роберт Зарипов

04 September 18:00

Москва Ленд слезам не верит, но начинает танцевать

Вышел новый сериал «Москва слезам не верит. Всё только начинается» от Жоры Крыжовникова, режиссера «Слово пацана. Кровь на асфальте», с Иваном Янковским, Анастасией Талызиной, Марией Камовой, Андреем Максимовым и Рузилем Минекаевым.

«Москва слезам не верит» – один из самых успешных советских фильмов. Мало того что он второй по посещаемости среди всех картин в СССР, так еще и выиграл «Оскар» за лучший иностранный фильм в 1981 году. И когда публиковались новости о том, что Жора Крыжовников, наверное, самый главный российский режиссер после успеха «Слово пацана. Кровь на асфальте» (который он написал вместе с Андреем Золотаревым), будет снимать ремейк на классику – появились опасения. Но, конечно же, это не просто ремейк. Крыжовников вместе со своей супругой Ольгой Долматовской (продюсер «Ольги», «Звоните ДиКаприо!», «Лёд 2») снимают свое произведение на основе сценария Валентина Черных (автор оригинала). Проект очень сильно изменили, расширили: восемь серий по 45-50 минут, – и добавили музыкальные сцены. Первая серия уже вышла, давайте оценивать, что получилось и сможет ли он повторить успех предыдущего проекта.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

2003 год, Ксюша сбегает из родного города от жестокого мужа с ребенком на руках, чтобы покорить Москву. Помогать ей будут новые подруги: Оля, который хочет стать хирургом, и пробивная Маша, ищущая мужа-иностранца. А 20 лет спустя им предоставится еще один шанс попытать счастье. 

Команду Крыжовников подбирал под себя, со всеми уже работал как минимум на одном проекте. Постановку разделил со своей женой Ольгой Долматовской, для которой это режиссерский дебют. Сценарная команда собралась немаленькая, причем все, кроме Жоры, девушки: Евгения Хрипкова, Алина Тяжлова, Юлия Гулян (делали вместе «Между нами химия») и Аксинья Борисова («Совершенно летние» и «Лёд 3»). За картинку отвечал Юрий Коробейников, снявший «Слово пацана. Кровь на асфальте». 

Актерский состав невероятно звездный: Иван Янковский, Андрей Максимов («Фишер»), Андрей Бурковский, Рузиль Минекаев (наш разговор можно прочитать тут), Федор Бондарчук, Милош Бикович, Антон Васильев, Слава Копейкин, Алена Долголенко («Пророк. История Александра Пушкина», «Урок»). Трех главных героинь в юности играют: Анастасия Талызина («Кентавр»), Тина Стойилкович («Оффлайн») и Мария Камова (известный блогер Маш Милаш), – а 20 лет спустя: Юлия Топольницкая (та самая девушка из клипа «Ленинград – Экспонат» ), Марина Александрова («Псих») и Валерия Астапова («Девушки с Макаровым»). Такое количество известных актеров встречается редко, но здесь это неудивительно, учитывая, что очень многие мечтают поработать с Крыжовниковым. 

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Пока сложно сказать, кто из артистов по-настоящему удивил, потому что первая серия вводная, понемногу времени уделили всем. Хотя уже сейчас можно отметить Андрея Максимова (Артем), который здесь играет непривычную для себя роль. Вместо маньяков или очень-очень неприятных, жестоких людей у него роль застенчивого, зажатого парня-задрота, фанатеющего по «Властелину колец» настолько, что он переодевается в их костюмы. И, конечно, Мария Камова – я привык воспринимать ее исключительно как блогера. Любое появление просто медийного человека в проекте такого масштаба удивляет, а тут одна из главных ролей. Здесь еще стоит упомянуть, что у нее в фильмографии до этого сериала только один вышедший проект («В темноте») с очень небольшим экранным временем. Здесь необходимо отметить не только актёров, но и Крыжовникова, который разглядел в них этот потенциал и помог реализовать его. Далеко не каждый даже крутой режиссер сможет поставить на одну из главных ролей непрофессионального артиста без опыта или взять Максимова с амплуа плохиша и дать ему роль ботаника. И еще сделать так, чтобы это еще выглядело органично, – вот это настоящий талант. 

В этом проекте сошлись сразу две большие любви Крыжовникова: мюзиклы и советские фильмы. Если посмотреть любое интервью режиссера, то он обязательно упомянет Гайдая или Данелию. А на личном ютуб-канале Жоры есть даже три выпуска разбора фильмов «Иронии судьбы» и «Служебного романа» общей длительностью 3,5 часа. Знаете еще хотя бы одного большого режиссера, который занимается таким? Я нет. 

Одна из главных выделяющихся черт проекта – жанр мюзикла, которых, кстати, очень много в нашем прокате за последнее время. За последние полгода можно вспомнить и «Пророка. История Александра Пушкина», и «Плагиатора». Жора Крыжовников тоже следует моде за остальными? Нет, это один из его любимых жанров, в котором он снимает уже много лет. Даже если вы смотрели только «Слово пацана. Кровь на асфальте», то без труда сможете вспомнить огромное количество бобслей-сцен (череда кадров как при клиповом монтаже под музыку). Это один из его излюбленных приемов, к которому режиссера постоянно тянет. А пять лет назад он уже снимал полноценный мюзикл «Лёд 2», ценители даже помнят «Самый лучший день» (караоке-комедия), который разгромил BadComedian, поэтому у него до сих пор оценка 4.7 на «Кинопоиске».  

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Одна сцена мюзикла лично мне показалось действительно очень крутой. Там использовано сразу три песни, которые плавно переходят друг в друга, за счет этого сильно меняются настроение и локации. И вдобавок внутри есть поворотный момент, который делает повествование неожиданным и интригующим. Такой тщательный подход и любовь к этому жанру чувствуется через экран и подкупает, даже если вы не любите мюзиклы. Ну а про то, что все подобные сцены сняты и поставлены очень точно, даже говорить не надо: разные красочные локации, свет, фонтаны, выверенная хореография (в одной сцене было больше 100 человек), ритм, монтаж – все это на высоте. 

Нулевые были совсем недавно, их в целом все хорошо помнят, но какие-то интересные мелочи, артефакты того периода радуют глаз: грязные московские остановки, пульт в целлофане, рассвет клубной культуры (если это можно назвать культурой). Лично мне еще понравилось, что режиссер не просто демонстрирует эпоху, а иронизирует и заигрывает с прошлым через диалоги персонажей. Например, врач по время операции рассуждает о том, что «Терминатор 3: Восстание машин» даже лучше второй части. Или Артем (Андрей Максимов) говорит о том, что книга «Хоббит, или Туда и обратно» Джона Р.Р. Толкиена недооценена и по ней можно снять отдельный фильм. Конечно, это мелочи, но очень приятные. 

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Главное, что цепляло людей в первоисточнике, осталось и тут. Это история обычных девушек, которые хотят пробиться, стать успешными в большом городе и обрести счастье. Для Валентина Черных, автора сценария «Москва слезам не верит», который сам приехал из Пскова, работал сборщиком на заводе, эта история была очень личной и важной. Для Жоры Крыжовникова из маленького закрытого города Арзамас-16, которого отчислили из Школы-студии МХАТ и он год работал экспедитором, пока готовился к поступлению в ГИТИС, – история очень личная и важная. Это действительно универсальные темы и сюжеты, которые подходят каждому из нас.