kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор материала: Роберт Зарипов

20 November 15:16

Быков с Кологривым в главной роли вдохнули жизнь в «Метод-3»

Каким получился новый сезон популярного сериала с Константином Хабенским, Львом Зулькарнаевым и Эльдаром Калимулиным.

Первый сезон «Метода» от Юрия Быкова произвел настоящую революцию, про него говорили все, проект даже купил Netflix. Тогда заговорили и о том, что у нас наконец-то научились снимать сериалы. Но продолжение спустя пять лет уничтожило это впечатление, люди были по-настоящему разочарованы. Второй сезон снимал уже другой режиссер, Меглина воскресили слишком пошло, на первый план вывели не справляющуюся с ролью Паулину Андрееву и продолжили эксплуатировать старые образы. Спустя пять лет «Метод» возвращается с третьим сезоном, который снова снимает Быков. В интервью GALA он рассказывал, почему согласился работать над продолжением, как полностью поменяли команду и сильно пересмотрел концепцию (а еще набрал звёздных актёров).

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Прошло пять лет после событий второго сезона. Родион Меглин теперь не работает один, он набрал себе команду маньяков, которая должна расследовать преступление. Кто понимает психологию убийц лучше, чем они сами? 

Производством занималась другая продюсерская компания «Плюс Студия», Александр Цекало и его «Среда» здесь непричастны. Главное, что получилось сделать – вернуть Юрия Быкова в режиссерское кресло, который снял громкий первый сезон и недавнюю криминальную эпопею «Лихие». Здесь новые продюсеры, новый сценарист Александр Матвеев («Игры», «Проект «Анна Николаевна»).

В третьем сезоне очень много новых лиц: Никита Кологривый (Зверь), Лев Зулькарнаев (Кода), Эльдар Калимулин (Сталкер), Егор Кенжаметов (Связист), Анна Савранская (Лера). Главная фигура проекта – Константин Хабенский (Родион Меглин) в строю. 

Быков уже рассказывал, что продюсеры перебирали множество разных концепций продолжения, но все варианты содержали не новый взгляд, а эксплуатацию старого. А тут действительно новый взгляд. Сейчас это история про Меглина и его команду. Нет, даже скорее про команду Меглина и немного про самого Родиона. Кроме важных изменений в сюжете другое почти все. Не зря его позиционируют как «Метод-3», а не просто третий сезон. Тут совсем иное настроение и тональность. Сериал стал намного больше похож на комикс: фансервис, сумасшедшие персонажи, игривое безумие, эстетизированное насилие и кровь. Это не плохо или хорошо, а просто по-другому.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Третий сезон более яркий во всех смыслах. Повторяющийся эпизод каждой серии – лицо одного из героев (каждый раз разное) в крови или сцена с трупами в ванной – оммаж на «Неонового демона» (один из самых эстетичных и красивых фильмов). Проект в целом стал менее реалистичным, но жестким, добавилось больше юмора. Например о том, что Питер из Ленинграда превратился в Расчленинград. Реальность 2025 года такова, что сериалы могут цитировать популярные мемы из интернета. Каждый образ здесь максимально колоритный и иногда доведен до абсурда. Если персонаж – программист-задрот, то пусть это сразу бросается в глаза. Если сумасшедший псих, то каждым действием вызывает реакцию. К этому надо привыкнуть, особенно, если вы ожидали более серьезное повествование.

Одна из ключевых ставок сериала – это новые персонажи и, соответственно, актеры. Быкова часто называют режиссером, который дает актерам раскрыться. Здесь это очень хорошо прослеживается. Больше всего поражает Эльдар Калимулин в роли Сталкера, задрота-гика-программиста. Это одна из лучших работ актера после «Аутсорса». Никого уже не удивит, что хорошо играет и Никита Кологривый, это мы видим в каждом проекте: будь то большой «Август» или маленькая артхаусная драма «Искупление». Роль Зверя в «Методе-3» может и не лучшая его работа, но точно очень ему подходящая. Здесь артист максимально выплескивает свое безумство, характер плута, наглость  и безбашенность. Видно, что ему дали полную свободу. Анна Савранская, для которой это вторая большая роль после «Лед 3», смотрится убедительно. У Льва Зулькарнаева образ довольно яркий и нетипичный для него.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Сценарная конструкция осталась неизменной. Каждую серию новое убийство, а параллельно с этим герои разгадывают тайны и предыстории основных персонажей. При этом сюжетные линии этих персонажей даже интереснее, чем убийства, что не всегда удается в подобных сериалах. За счет этого и сценарные крючки, клиффхэнгеры работают, сразу хочется включить следующую серию.

Насколько по тональности и духу «Метод-3» отличается от предыдущих сезонов. можно проследить по музыкальной составляющей. Если раньше это только композиции Райана Оттера, то сейчас добавилось много саундтреков. И причем каких! Больше всего удивился трем песням от Boulevard Depo. Если вы не знаете, кто это, то где вы были в 2017 году? Это модный рэпер с уникальным и своеобразным звучанием. Причем создатели выбрали треки из самого необычного альбома музыканта. Например, песня «Дырбулщищ» – переосмысление стихотворения Алексея Крученых. Все слова там выдуманные – вот это настоящий артхаус. 

«Метод-3» стал другим, переизобрел себя, но как будто бы не до конца понял, кто он. Вроде все стало более современным и комиксным, но зачем-то в начале и конце серии небольшие философские зарисовки от Меглина. И вдобавок одно из убийств монтировалось вперемешку с кадрами, как гепард убивает антилопу. Такое ощущение, что создатели пытались скрестить фильмы про «Харли Квинн» с Ларсом фон Триером. Не получилось.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Иногда повествование очень скачущее и спонтанное. Быков, конечно, говорил о том, что он никакого отношения к монтажу не имеет. Складывается ощущение, что серия должна была идти на 20 минут больше, но все лишнее просто вырезали. Особенно это касается первого эпизода. Также очень много вопросов к закадровому голосу. Тем более, когда персонаж начинает рассказ в сцене, а потом мы слышим, как включается дорожка из студии. Это дешево.

«Метод-3» действительно смотрится современно, но некоторые шаблоны простить нельзя. Помним, что один из персонажей – хакер. И здесь есть старая проблема отечественного кинематографа: нам показывают хакера из 2005 года, который каким-то наивными способами взламывает почти все что угодно. Я, конечно, не it-шник, но когда слышу, что он перебором пароля взломал какие-то аккаунты, то хочется провалиться под землю. По классике интерфейсы всех программ выглядят как в каких-нибудь «Детях шпионов». 

Несмотря на иногда странную смесь комиксов и философских размышлений, здесь поднимаются интересные мысли о природе зла, о том, можно ли его сдерживать и чем мы сами отличаемся от убийц. Сериал не заменит произведения Канта и Ницше, но заставить задуматься о себе и окружающих может.

Но не удивлюсь, если многие старые фанаты не смогут принять проект. Кто-то, возможно, не простит условности и карикатурности, но это во всех смыслах современный проект, завлекающий сюжетом и актерской игрой. И если для вас не принципиальны некоторые недочеты, то вы получите удовольствие от просмотра.