Кологривый и Безруков бесплатно снялись в ч/б артхаусе, с которого уходят люди
«Искупление» - самый необычный российский фильм в прокате 2025 года. Массовый зритель его не понимает, но кинокритику GALA Роберту Зарипову картина понравилась.
В России выходит довольно много артхаусных фильмов, это уже никого не удивляет. А что действительно впечатляет – так это наличие топовых звезд в маленьком авторском черно-белом кино. Вдобавок почти весь каст снялся полностью бесплатно: «Искупление» — малобюджетная картина. Сергей Безруков, Никита Кологривый, Виктор Сухоруков, Кирилл Кяро — все они решили поддержать искусство, поверили в режиссера Константина Еронина. В итоге получился черно-белый артхаусный фильм, но люди уходят при просмотре из кинотеатра: только при мне из зала вышла половина купивших билеты. Но это не значит, что фильм плохой. Просто его не понимают.
Мужчина после войны возвращается в деревню, в которой все сильно изменилось. Его жена исчезла, а сына обвиняют в бедах местных, потому что он одержим. Зло здесь ближе, чем может показаться.


Режиссер и один из сценаристов проекта – Константин Еронин, ранее снявший «Вдохновение» (но он не вышел в прокат), а также клип для Хаски «Сказки». Денег на съемки не было, но за счет сплоченности команды создатели пытались выжать максимум. Например, довольно удивительно, что над сценарием, помимо Еронина, работали и два его оператора Никита Горелкин и Егор Панковский — они же делали «Вдохновение». Актерский состав невероятно звездный: Сергей Безруков, Виктор Сухоруков, Никита Кологривый, Кирилл Русин. В эпизодических ролях также появился Кирилл Кяро («Эпидемия») и рэпер Хаски.
Безруков здесь образца лучших своих ролей: рефлексирующий, переживающий, чувственный. Если сравнивать с его другими последними проектами, то в «Искуплении» явно больше трагизма и надрыва. Кологривый предстал не в своем типичном амплуа – нет юмора, плутовской харизмы, как было в недавнем «Августе». Возможно, это одна из самых драматических его ролей. Даже немного обидно, что в проекте его в итоге не так много, как хотелось бы. У Сухорукова часто бывают подобные безумные роли, с ними он справляется мастерски. Он и пугает, и поражает, но вместе с этим завораживает. Особенно в некоторых сценах, когда актер буквально брызжал слюной. В «Искуплении» это мой личный фаворит. Эпизодическое появление Кяро показалось слишком эпизодическим. Сначала даже не понимаешь, кто это, что это сейчас было. А вот Хаски действительно украсил фильм. Сцена с ним маленькая, но яркая и запоминающаяся.


С первых кадров «Искупление» показывает, что ожидает зрителя. Это долгие планы. Нет, вы не поняли, прям очень долгие планы, чаще всего на статичную камеру. По характеру общих планов это чем-то напоминает «Сталкера» Тарковского. Режиссер буквально говорит тебе замедлиться, не торопиться. Разглядывать кадр, внимательно слушать и смотреть. Самое удивление в повествовании для меня – это затухание после сцен. Такой прием используется на протяжении всего фильма. Это сделано будто бы специально, чтобы зритель успел подумать, переварить эмоции. И еще раз – никуда не торопился. Интересно, что этот инструмент эволюционирует на протяжении картины. Чем дальше, тем паузы с затуханием длиннее. Оно и понятно, сцены становятся драматичнее, вопросов и загадок больше.
История довольно условная, по вайбу, балансу между сюжетом и мысленной конструкцией напоминает что-то вроде «Догвилля» или «Антихриста» Ларса фон Триера. Есть герои, их история, но, например, у персонажей нет имен (кроме одного символичного и ключевого, но это спойлер). Либо к ним никак не обращаются, либо «кузнец», «священник», «жена», «дети», «сестрица».
«Искупление» – это, конечно, не полностью фильм-головоломка, как «Выход 8», но здесь тоже есть конструкция, которую надо разгадать. Крутится она вокруг черно-белого и цветного формата, флешбэков и основной истории.




Решение делать почти весь фильм в монохромных цветах здесь концептуальное. Но также это неплохо работает на создание атмосферы. Контрастное ч/б изображение, кроме того, что это фирменный стиль режиссера, немного пугает, становится не по себе. Хоть создатели и позиционируют фильм с жанровой точки зрения как «ужасы», это не совсем так. «Искупление», скорее, драма с элементами хоррора. Чем-то напоминает ныне модные фильмы от А24, в особенности «Маяк» Роберта Эггерса. Фильм артхаусный, явно не для всех. Уверен, что он разочарует многих случайных зрителей, которые пришли на громкие имена и жанр «ужасы». Во время сеанса в зале было восемь человек, но примерно через 30 минут ушли четверо. И это вообще не удивительно.
Как я уже сказал, проект очень малобюджетный, поэтому создатели вынуждены были часто выкручиваться. Если в дорогостоящем проекте показали бы серьезную графику, здесь в кадре - реакция героя на происходящее. А весь ужас передают с помощью звука, музыки и игры света. Если честно, то, возможно, это лучшее решение, даже если у вас есть много денег на графику, потому что наше воображение может действительно рисовать самые ужасные вещи. Большое внимание уделили деталям, мелочам, знакам. Это начинается даже с вступительных титров: эффект будто на буквы светят фонариком вдоль текста. Невероятная мелочь, но хороший пример того, насколько скрупулезно подходят к проекту. Стиль Константина Еронина довольно метафоричный и символичный.
Режиссер очень много лет занимался фотографией, причем его кадры, как бы это выразиться, «киношные». Видно, насколько скрупулезно он подходил к этому вместе с операторами: симметричные кадры в духе Уэса Андерсона или Стэнли Кубрика, сложные многоплановые мизансцены, съемка сверху. Чувствуется, что каждый кадр выверен и продуман заранее. Самое удивительно, что это не просто красивый ракурс — съемка имеет символичное, метафорическое значение.


Можно долго дискутировать о любимой теме школьных учителей литературы «Что хотел сказать автор», лично я часа два занимался этим после просмотра. Базовая и основная тема уже заключена в название. Это «Искупление» своих грехов, ошибок. А если заменить две буквы на «ш», то будет понятно, что картина еще и про сопротивление к искушению. Будем честны, в нашем мире даже дьявол не нужен, чтобы совратить человека. Картина очень религиозна, поднимает темы добра и зла, бога и дьявола, грехов и праведной жизни, покаяния, смирения, прощения. «Искупление» из тех проектов, где ты сам ищешь смыслы и послания, где каждый увидит что-то свое.
Популярное
Прокрастинация: необходимая передышка, лень или потеря интереса к происходящему?
Эту статью мы написали не с первого раза. А вы наверняка будете оттягивать её прочтение. Потому что откладывать дела на потом — наше любимое.
Выбираем колготки на зиму: как их сочетать и с чем носить
Гид по актуальным моделям для холодного времени года и способам их стилизации.
Гид по шапкам: выбираем самые модные модели
Какие сейчас вообще есть виды головных уборов?
Участники GA-GALA BATTLE «Разъезд братьев Комаровых»: «Смеяться надо над всем»
Продолжаем знакомить вас с участниками самого громкого юмористического события осени. Новое интервью и новые герои, открывающиеся с неожиданных сторон.




