Павел Хацаюк/Александра Шестакова/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/Александра Шестакова/GALA

Автор материала: Денис Фокин

28 декабря 15:00

Станция казанского метро «Северный вокзал» слишком безликая

Это последний выпуск нашего проекта. Мы разобрали все станции казанского метро из (пока) открытых.

Мы задумывали серию материалов о казанском метро не для того, чтобы найти минусы и рассмотреть их под микроскопом. Не для того, чтобы всю мощь критики и язвительности обрушить на подземку столицы Татарстана. Не для того, чтобы сравнивать с метрополитеном других городов (про москвичей даже шутить не хочется — у них станции открываются по пачке в месяц). Мы хотели подчеркнуть уникальность и аутентичность казанского метро, ведь оно действительно такое.

Казанская подземка самая новая — метро в столице Татарстана хотели открыть ещё с 1930-х годов, но открыли в 2005-м, и это последняя из подобных систем транспорта, запущенных в России после распада СССР. Да, метро в Казани небольшое — пока 11 станций (в общероссийском зачёте это пятое место), расположенных не во всех районах города. Но с момента открытия в 2005 году у метрополитена Казани прибавилось ещё шесть остановок, а планы по строительству второй ветки не похоронены на бумаге, а воплощаются — тоннели роются, станции строятся. И пусть не такими молниеносными темпами, как в Москве, но строятся же!

По длине рельсов казанское метро занимает 154-е место во всём мире, а в России четвёртое — всего 20 минут потребуется на дорогу по всем действующим остановкам. Метро в Казани не только самое новое (на станциях и в вагонах до сих пор витает тот самый аромат, не перебитый толпами пассажиров), но и одно из самых безопасных в стране благодаря системе проверки пассажиров и их багажа.

В 2025 году метро в Казани исполнилось 20 лет. Наши поздравления и финальный обзор в качестве подарка от соучредителя международной студии дизайна INGRESSO архитектора-градостроителя Екатерины Астафьевой (Россия).

(А ещё можно перечитать другие наши разборы — «Авиастроительной», «Аметьево», «Горок», «Дубравной», «Козьей слободы», «Кремлёвской», «Яшьлек», «Площади Тукая», «Суконной слободы» и «Проспекта Победы»).

Автор фото: Павел Хацаюк/Александра Шестакова/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/Александра Шестакова/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/Александра Шестакова/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/Александра Шестакова/GALA

Екатерина Астафьева: В Казани, наверное, основными проблемами всех станций метро являются освещение и инфографика. Ещё почти нигде не считывается национальный колорит города и республики. Эта станция не исключение.

Станция очень тёмная и скудная. Мрачные стены, кассетный потолок, недостаток освещения на гранитном глянцевом тёмном камне. Название «Северный вокзал» вообще не читается, выглядит неинтересно на суперглянцевой стене. Хочется, чтобы надпись была чёткой и узнаваемой — пока всё безлико, обычно, ничего интересного. С инфографикой тоже бы поработать можно было.

Хорошие просторные лавочки. Красивые белые колонны играют на контрасте с коричневой плиткой в центре платформы. Возможно, это было задумано, чтобы заглушить пространство путей и сделать акцент на центре зала — если так, то это удалось воплотить, переместить внимание.

На полу стандарт — квадраты, всё завязано на квадратах. Можно было сломать геометрию каким-то другим рисунком, стыковкой напольного гранита.

Автор фото: Павел Хацаюк/Александра Шестакова/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/Александра Шестакова/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/Александра Шестакова/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/Александра Шестакова/GALA

Екатерина Астафьева: С освещением можно было бы поиграть. Путь следования поездов должен быть как-то обозначен светящейся световой полоской. Также было бы удобно показывать ожидающим пассажирам, в каком месте остановится вагон, люди же должны выпустить людей из вагона. Видя специальную отметку, они бы освобождали эту зону высадки и посадки, чтобы освободить дорогу выходящему потоку.

Можно, наверное, ещё поработать со скудным дизайном, придать другую архитектурную форму вот этой м̶о̶г̶и̶л̶ь̶н̶о̶й̶ неинтересной плите.

Почти ни на одной станции нет местного колорита; не чувствуется, где мы находимся. Хотелось бы привнести национальную идентичность — какие-то орнаменты, фрески, чтобы как-то проявить себя. Казань — город туристический, сюда приезжают миллионы людей, и хочется, чтобы городское метро было узнаваемым, запоминающимся.