Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор материала: Денис Фокин

09 December 09:00

Станция казанского метро «Проспект Победы»: хорошая концепция, плохая реализация

Пока ждём открытия второй ветки казанской подземки, рассматриваем уже (давно) открывшиеся станции.

Казанское метро едва ли можно назвать самым популярным видом транспорта. Виной всему неудобная схема расположения станций — всего одна ветка соединяет не все районы и уж тем более пригороды столицы Татарстана. Но планы по открытию новых станций никто не отменял: вторая ветка строится, тоннели роются, пассажиры радуются. И если для одних метро в Казани всего лишь аттракцион, то для других удобный способ передвижения: в 2025 году пассажиропоток увеличился до 33 миллионов человек. И пусть это всего лишь один процент от аналогичного прошлогоднего периода, но плюс же! В будни в метро спускается до 130 тысяч человек, в праздничные и выходные дни — до 100 тысяч.

Пока в казанской подземке всего 11 станций. Новые, по самым оптимистичным прогнозам, откроются в 2027 году, а в будущем объединятся в кольцо, образовав единую транспортную систему с трамваями и троллейбусами.

От планов — к насущному. То есть к функционирующим станциям. Давайте же самозабвенно будем искать недостатки и выискивать достоинства очередной из них.

Мы уже делали обзор «Авиастроительной», «Аметьево», «Горок», «Дубравной», «Козьей слободы», «Кремлёвской», «Яшьлек», «Площади Тукая» и «Суконной слободы». Сегодня разбираем «Проспект Победы». А помогает нам в этом соучредитель международной студии дизайна INGRESSO архитектор-градостроитель Екатерина Астафьева (Россия).

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Станция темноватая. Задумка прикольная, архитектурный образ, сочетание композиции и каких-то объёмов хорошие, но камень отделки слишком тёмный, организовано мало света.

Не нравится (и это можно было продумать тщательнее!) сочетание цветов плитки на полу (серого и кирпичного). Ревизионные люки красного цвета на серой плитке выглядят плохо. Нужно либо как-то замаскировать их. Но, если они должны быть красными по требованиям безопасности, то, наверное, можно было подумать о сочетаемости и сделать напольную укладку камня с учетом гармонии цветов.

Филадный портал, назовём его так, — это прикольно, интересно, но пустовато. Огромные люстры перебивают просмотр. Над эскалаторами висят механические часы, но для кого они там? Чтобы посмотреть, который час, нужно очень высоко задрать голову. А если смотреть издалека, то люстры либо отражаются в стекле часов, либо перекрывают просмотр, либо ярко светят в глаза — ничего невозможно разглядеть, непонятно, сколько времени. Можно же сделать большое электронное табло для всех.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Пунктирная световая полоса на потолке — в чём её смысл? Можно было пустить тонкую цельную полосу. Непонятна идея установки точечных светильников — что они дают в сочетании с идущими в параллель пунктирными светильниками? Здесь бы вписалось более структурное освещение.

Есть подсветка арочного свода из-за карнизов, но не подумали заложить подсветку колонн. И если уж сделали подсветку центрального свода, то почему тогда не сделать её на путях, почему не подсветить потолок вдоль движения поездов по станции? К тому же можно было сделать такой красивый свод, создать национальные акценты, нанести роспись яркую — кажется, было бы интереснее.

Очень заметны подтёки ржавчины — может быть, поэтому своды не подсвечивают, чтобы меньше было видно грязи и она не так сильно бросалась в глаза?

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Идея разместить фотографии на станции хорошая, она понятная и близкая, но плохо реализованная. Иллюстрации очень высоко висят: среднестатистический рост мужчин в России 163 см, женщин 159 см — мало кто увидит эти фотографии, они расположены выше уровня головы среднего человека и довольно мелкие.

Буквы названия станции вписаны в ритм, разделены полосочками — создаётся мельтешение в глазах, которое нечитабельно. Можно было сделать название единым полотном, выделить, подсветить.

Табло с указанием выхода расположено на уровне люстр, если не выше — кажется, его издалека не видно, люстры загораживают его. Чаще всего люди, выходящие из вагона, встают и думают, налево идти или направо, ища указатели с названиями улиц. Здесь эта проблема усугубляется: на станции расположены световые табло с указанием выходов перпендикулярно перрону; вдоль перрона указатели тоже есть, но они не очень заметные и не световые.