Поясни за шмот: почему пацанам нельзя было носить некоторые бренды
Раньше за C.P. Company, Fred Perry или аирмаксы в гардеробе можно было и в табло, простите, получить. Но что не так было с этой одеждой?
Если в 2025 году вам резко захочется прогуляться в толстовке от Stone Island и сделать подвороты, то вряд ли у кого-то возникнут вопросы. А еще каких-то девять лет назад патч с розой ветров мог косвенно спровоцировать драку в России. Разбираемся, откуда вообще к нам пришла культура «пояснять за шмот».
Чтобы разобраться, как вообще появилась такая «культура», стоит вернуться к истокам, а именно к футболу. В конце 70-х и начале 80-х годов в Британии зародилась субкультура casuals — так назывались футбольные фанаты, которые были не против похулиганить и приобрести дорогие бренды. До этого миру уже были известны: тедди-бои, панки, скинхеды. К слову о последних: это сейчас можно спокойно находиться в состоянии Незнайки на Луне и без лишних мыслей заменить цвет шнурков на новых берцах, а пару десятков лет назад за это нужно было как раз «пояснять».
Вернемся к нашему футбольному. В период с 1977 года по 1984 год 7 из 8 победителей кубка Европы стали выходцами из Англии. А что это значит? Правильно, это значило, что молодые футбольные болельщики путешествовали за своими любимыми клубами. «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, была одета в Fila и Fred Perry» — что-то вроде этого было в голове у ребят, которые в таких поездках впервые увидели бренды Sergio Tacchini, Lacoste и поняли, что стоит прикупить несколько вещей (ну или просто обнести бутики).


Как вы уже могли догадаться, Stone Island закрепился в фаворитах у футбольных фанатов таким же образом: сначала бренд пользовался популярностью у миланской молодежи, а потом роза ветров сменила направление.
Если годы вашей молодости пришлись на 2010-е года, а росли вы в спальном районе, где по канону было футбольное поле, то слово «офники» вам будет как минимум знакомо, а как максимум вас перекосит от страха. Околофутбольщики в России не совсем были похожи на casuals, но выбор брендовых вещей и культурный посыл по сути были одинаковыми.
На самом деле эти же офники просили пояснить за шмот ещё в 90-х, а «традиция» сохранилась вплоть до 2017 года. Чтобы носить определенные бренды, нужно было ответить «за кого гоняешь» и так далее (спойлер: правильного ответа нет, все равно бы нашли, за что избить). К слову, если было обнаружено, что патч «стоника» не с левой стороны, то лучшим вариантом было почувствовать себя Усэйном Болтом (если патч с правой стороны, то это говорит о «пали»).
За какие бренды нужно было пояснять?
C.P. Company — итальянский бренд, основанный в 1971 году. Отличительная особенность — линзы-очки, которые могут располагаться на капюшоне, рукавах и т. д.

Fred Perry — классика жанра. В отличие от двух предыдущих брендов, появился в Англии.

Stone Island — тоже прямиком из Италии, но будет чуть помладше, чем бренд выше (основан в 1982 году). К слову, есть занимательная история о том, как в 1992 году футбольные фанаты вынесли «стоник» из локального магазина после того, как сборная Англии выбыла из группового этапа чемпионата Европы в Швеции.

Друзья, бежать больше не нужно
Культура пояснения за шмот давно изжила себя, поэтому если вы хотите носить определенный бренд одежды, то для этого не нужно знать, почему именно он популярен у субкультуры. Мы же не на экзамене!
Автор материала: Латунина Дарья
Популярное
Moscow Fashion Week — 2025: что о ней думают зарубежные профессионалы
Поговорили с зарубежными представителями модной индустрии о плюсах и минусах Московской недели моды.
Технология и инновации: итоги пятой Московской недели моды
Более 220 российских и зарубежных брендов представили свои коллекции на девяти площадках города — от парка «Зарядье» до усадьбы Толстого.
Авторские фильмы с Венецианского фестиваля, ставшие хитами
Фестивальное кино может быть невероятно интересным и собирать сотни миллионов и даже миллиарды долларов - это по фестивали. Развенчиваем миф о том, что авторское кино всегда скучное, на примере «Джокера», «Ла-Ла Ленда» и еще семи проектов.
Сладкое послевкусие от «Горького оптимизма»: в «Особняке Демидова» новинка
Рецензируем постановку от режиссера Артема Устинова, обновившую репертуар театральной резиденции.