Борис Дергачев: «Меня критиковали даже за то, что я кудрявый»
Обсудили с актером работу с Дмитрием Нагиевым, Михаилом Галустяном, чему он научился у Бориса Хлебникова, конфликт на шоу «Мастер игры», съемки в «Короче» и «Остаться друзьями».
Борис Дергачев с детства ходил в музыкальную школу и играл в КВН, а позже карьера комика переросла в актерскую и режиссерскую профессию. После школы он окончил театральное, потом начал служить в театре и играть в кино. А фильм «Гуляй, Вася!» принес известность. В эксклюзивном интервью для GALA поговорили с Борисом про работу с Дмитрием Нагиевым, Михаилом Галустяном, а еще о том, как он однажды вел два раза свадьбу для одного и того же человека, из-за чего случился конфликт на «Мастере игры» и каким будет новый проект «Остаться друзьями».
— Вы говорили, что росли нескучным ребенком – занимались вокалом, играли в КВН. Окружение, родители способствовали этому?
— И да, и нет. Мама была спортсменкой в юности, а отец пел в хоре, так что они оба были активными. Мама всегда поддерживала и радовалась моим успехам. Отец же, хотя и был за активное развитие, акцентировал внимание на учебе. Он говорил, что важно сначала учиться, а уже потом развлекаться. Учеба всегда стояла на первом месте, но, как говорится, нутро взяло свое (улыбается). Я больше времени уделял творчеству. У меня было много друзей с детства: я катался на скейте, играл в футбол и участвовал в дворовых тусовках и драках. Это вызывало недоумение у некоторых, ведь я мог одновременно проводить время с друзьями и участвовать в КВН. Когда я приносил пригласительные на КВН, друзья охотно шли со мной. Мы обсуждали шутки и делились впечатлениями. Иногда они спрашивали: «Куда ты?» – «На репетицию». Это выглядело странно для многих, ведь я был обычным парнем во дворе, а потом вдруг уезжал на вокальный фестиваль. Не у всех это укладывалось в голове.
— Вы в школьные годы много играли в КВН, стояли на одной сцене с Масляковым. Не рассматривали возможность продолжать карьеру комика?
— А я на самом деле ее и продолжаю, уже много лет. Просто моя деятельность переросла в режиссуру и актерство, а также включает немного сценаристики и продюсирования. По сути, КВН – это идеальная школа для воспитания юмористов в нашей стране. Это тот опыт, когда ты и играешь, и пишешь, и продаешь свои идеи, и зарабатываешь.
К сожалению, такого формата в настоящее время нет и, вероятно, не появится снова. Сейчас акцент смещается на индивидуальность: стендап-комики выступают в одиночку, гастролируют и зарабатывают деньги сами. Раньше все было командным: проиграли – вместе, выиграли – тоже вместе. Теперь же больше внимания уделяется индивидуальным достижениям.

— Вы рассказывали, что как-то вели три свадьбы одному и тому же человеку. Не шутили про это на торжестве? Если не секрет, как сами реагировали, когда снова вас звали?
— Вы знаете, если быть честным, то я вел свадьбу одному и тому же человеку дважды. Но поскольку я использовал этот опыт в своем стендапе, я иногда приукрашивал его, говоря, что это было три раза. В целом, это действительно правда. На таких торжествах тебя уже узнают — кто-то подходит и шепчет: «Ой, дай бог тебе здоровья, внучок». Это создает ощущение, что ты ведешь свадьбу у своего друга, ведь ты уже знаком с родственниками. Вторая свадьба была менее пышной, чем первая, хотя прошло всего около трех лет.
— В 2019 вы сняли короткий метр как режиссер. Это был осознанный шаг в профессию или желание попробовать что-то новое?
— Это было желание попробовать что-то новое. Мы с Антоном Филипенко оказались во Вьетнаме вместе, и у нас было около месяца без работы, так как в театре был отпуск. Мы решили написать сценарий и договорились, кто за что будет отвечать. Встретились, обсудили идеи и принесли диалоги друг другу для доработки. Сняли за два съемочных дня, а затем добавили третий, доработали. Это был классный опыт: мы снимали у Антона на квартире с участием наших друзей. Хотя у нас не было полноценного оборудования – только маленькие экранчики, в которых мы ничего не видели, – все прошло отлично. Это было важное событие в нужный момент в моей жизни, но после этого я не стал режиссером сразу – это произошло чуть позже.
— Когда у вас появилось желание стать режиссером?
— Желание стать режиссером возникло вместе с предложением. Это сложный путь, и пробиваться самостоятельно непросто. Необходимо иметь амбиции и уверенность в своих способностях, заявлять о них, снимать короткометражки, отправлять их на фестивали и активно участвовать в показах. Когда мне, как уже более-менее известному актеру, предложили снять проект из-за необходимости в режиссере, который хорошо понимает актерскую работу, умеет договариваться (имеет достаточный кредит доверия и уважения, или просто не бесит – уже неплохо), – я принял вызов! Я провел большой кастинг и осознал, что знаю, как организовать процесс и у меня есть необходимые навыки. В итоге я понял, что стал режиссером, когда уже снял свой первый проект.
— Вы работали как актер с топовыми режиссерами. Какие навыки и знания получили благодаря этому? У кого из режиссеров вы больше всего научились?
— Больше всего я научился у Романа Каримова. Мы прошли большой путь вместе. Он предоставлял мне множество возможностей для импровизаций и предложений. Например, во втором фильме «Гуляй, Вася!» он сделал меня креативным продюсером, и я официально стоял за кадром и придумывал и добивал какие-то вещи, переписывал сценарий, и это был большой опыт. Также я многому научился у Дмитрия Дьяченко и Бориса Хлебникова. Они прекрасно проводят кастинг и выбирают актеров, которые идеально подходят для своих ролей. Это позволяет избежать ненужной суеты на площадке. У них есть способность находить людей, которые максимально соответствуют персонажам, что облегчает работу.
Я стремлюсь больше работать с актерами и помогать им развиваться. Бывает, что некоторые не совсем подходят для роли, но я готов приложить усилия, чтобы направить их в нужное русло, прибавить уверенности. Иногда же необходимо уметь отпустить актера в нужный момент.

— Вы говорили, что вам очень нравится работать, когда в паре сильный, крутой актер. Из тех, с кем вы работали, кто больше всего удивил? С кем было наиболее комфортно взаимодействовать в кадре?
— Ой, у меня разные легенды были в кадре. Запомнилась работа с Марией Ароновой. В сериале «Праздники» есть определенная концепция, как в «Том и Джерри»: мы не показываем лица других персонажей, и из-за этого акцент всегда на главных героев. В одном из эпизодов я играл попа, который крестил детей. Мария Аронова же была среди главных героев и оказалась очень сильным игроком.
Также стоит отметить Сергея Каюмовича Шакурова. Когда он смотрит на меня (а он еще небольшого роста, я чуть повыше него), в голове возникает мысль: «Господи, он сейчас вот о чем вообще думает? О чем он сейчас мне может сказать?» (Улыбается.)
Дмитрий Нагиев. Скоро мы доснимем с ним сериал. Он удивил меня своей многогранностью. Есть, скажем так, бренд «Дмитрий Нагиев», а для меня в процессе работы он раскрылся как человек.
Не могу не упомянуть и Михаила Галустяна. Михаил глубоко разбирается в своем персонаже, пунктуален и всегда знает текст. Несмотря на отсутствие театрального образования, у него есть богатый опыт. Миша Галустян – отличный актер, я вам скажу так! Да, ему никогда не сыграть разведчика, как он правильно сам про себя говорит, но свое дело он знает.
— Вы как-то говорили: «Система театрального образования устаревает, молодые не хотят идти преподавать, а старая школа устает». Вы это замечаете по тому, какие выпускники сейчас выходят из вузов, или на своем опыте? И как можно решить эту проблему?
— Решить эту проблему непросто, иначе бы она уже была решена. Коррупции здесь я не вижу, но есть объективные вызовы. Российская театральная школа пользуется мировым признанием, но при этом в учебных заведениях почти не готовят к реалиям современного кино. Никто не учит сниматься в фильмах, работать с камерой, продвигать себя, строить карьеру. А выпускники выходят из института и называются актерами театра и кино, что, по сути, не соответствует действительности.
Актером человек становится не после диплома — это звание, которое нарабатывается. Многие даже не начинают работать по профессии: всё, что у них есть, — студенческие работы. Они ещё не актёры. При этом есть и другой путь: люди приходят в профессию, к примеру, из блогинга, из соцсетей. У них нет классического образования, зато они умеют находить аудиторию, создавать контент, быть заметными. Да, может быть, они не читали всех европейских классиков, не знают разницы между рассказом и пьесой — но это не делает их хуже. Такие актёры тоже нужны. В профессии должны быть разные: и отличники, и троечники. Кому-то помогает фундаментальное образование, кому-то — жизненный опыт.
Проблема в том, что система пока не научилась совмещать традиции и новые требования. Сейчас слишком много внимания уделяется общей подготовке, а не развитию мастерства. Если ты настоящий актер, ты сам будешь читать пьесы, выбирать репертуар, развиваться. А когда первые годы обучения тебе не дают разговаривать, нужно играть живые предметы, животных, формировать «команду» (которая распадается через четыре года обучения), где остаётся индивидуальность? Особенно если курс состоит из 25 человек. Где пространство для личности?
Я сам проходил хорошую школу, ровно такую же, про которую сейчас говорю. Она давала базу, но сегодня уже не дает всего необходимого. Это понимают даже в Москве, а на периферии ситуация еще сложнее.

— Нашел у вас в интервью довольно мотивирующий ответ: «Процесс запустится только тогда, когда ты сделаешь шаг — это и про отношения, и про пробы. Я сижу и хочу стать актером — или иду и где-то работаю, и набираюсь опыта?» Это всегда было в вас или со временем приобрели? Как думаете, такое видение можно прокачать в себе и сделать первый шаг самостоятельно?
— Если сидишь без работы, легко просидеть весь день за просмотром роликов, ничего не делая. Разверни камеру на себя и просто начни что-то говорить. Посмотри на себя под разными ракурсами, найди удобную точку съемки, попробуй сыграть что-то — хотя бы для себя. Не сиди сложа руки, не валяйся без дела. Когда устанешь — немного отдохни, но не позволяй лени взять верх.
Я не хочу звучать как коуч или тренер по саморазвитию, но если ты чего-то хочешь, нужно сделать хотя бы первый шаг. Один, два, три — и дальше процесс уже сам потянет за собой. Придут предложения, завяжутся знакомства, появятся возможности. Не будь навязчив, но будь интересен для других тем, что ты индивидуален.
Я помню, как впервые начал снимать видео. Мы все сидели по театрам, и в какой-то момент Ирина Горбачева «стрельнула» со своими роликами — и мне показалось, что всё, делать что-то свое бессмысленно. Писал-писал, потом бросил. Начал вести спокойную, бесцветную социальную сеть. Потом стало скучно — вернулся к идее. Снова пробовал, падал, снова вставал. Тысячи неудач. Но каждый раз я возвращаюсь и пробую снова.
И я все равно хочу закрыть гештальт с этими социальными сетями: чтобы у меня какое-нибудь видео «залетело», чтобы я там придумал нечто новое, и это сделал я — и больше никто. Я сам себя на это подсадил, когда начал записывать самопробы, какие-то отрывки, шутки на телефон, и это часть моего пути.
— Про вас говорят, что вы хорошо работаете с актерами. Как вы считаете, это связано исключительно с тем, что вы еще и актер, лучше понимаете их? И нужны ли вообще режиссеру хотя бы какой-то опыт работы актером, актерские курсы или что-то подобное?
— Режиссер на 100% должен понимать, кто такой актер и что представляет собой эта профессия. Чем глубже режиссер осознает природу актера, тем более продуктивным будет их взаимодействие. Даже гениальный режиссер может столкнуться с трудностями, если не сможет объяснить, как именно достичь нужного результата.
Некоторые актеры знают, как выполнять задачу, но не всегда понимают, о чем идет речь. В то время как другие могут осознавать концепцию, но не знать, как ее реализовать. Вот в этом проблема.
Важно не только показать, но и объяснить, что именно вы хотите снять. Актеры воспринимают информацию по-разному: некоторые лучше понимают визуальные подсказки, другим нужно объяснять словами, а третьи просто махнут рукой: «Я понял, что сделал не так» — и делают все правильно. Я стараюсь использовать все подходы. В первую очередь я предпочитаю демонстрацию: мы обсуждаем идеи, и я обращаю внимание на детали, позволяя актерам увидеть то, что я имею в виду. Пытливый и талантливый ум, сноровка актера способны уловить это и реализовать в кадре.

— Когда вы рассказывали про проект «Остаться друзьями», то говорили, что соскучились по актерской работе. У вас сейчас изменился подход к выбору проектов, после вашего режиссерского опыта? Почему выбрали «Остаться друзьями»?
— Проект «Остаться друзьями» мне очень близок: по возрасту, по амплуа, по жанру. Это не был какой-то громкий прорыв в моей карьере — персонаж был узнаваемым, почти родным. Именно поэтому я согласился на роль. Актерская профессия не обязательно требует постоянной смены образов. Конечно, есть актеры, которые легко переходят из жанра в жанр — например, Юра Борисов. Он может быть и в драме, и в комедии. При этом всегда чувствуется его внутренняя ирония — даже когда он играет Пушкина. Его персонажи двигаются как будто на светлой стороне.
Или возьмем Даню Воробьева – он уверенно вошёл в свои сорок лет и начал сниматься в самых разных ролях: то лысый, то в очках, то в усах. И ему это «прилипает», он становится заметен в разных ролях.
А мне? Мне странно отказываться от таких предложений, как «Остаться друзьями». Если я уже играл подобные роли, но больше не получаю предложений, что тогда? Вообще перестать играть? Нет, я люблю эту профессию, долго к ней шел, многого еще не добился. Например, у меня до сих пор нет ни одной актерской награды. Может быть, я ее и заслуживал, но ее нет. Значит, надо двигаться дальше. Нужны ли мне такие награды? Думаю, да – хотя бы для внутреннего ощущения завершенности. Я давно в профессии, хотелось бы получить какое-то признание, пусть даже небольшое.
Я нечасто был номинирован, а комедийные номинации — вообще редкость. Например, «Триада», «Друг на час» – большие роли, но они словно не рассматриваются всерьез. Возможно, потому что это комедия. К примеру, проекты «Лихие», «Трасса», «Слово пацана» и «жЫЫЫзнь» вряд ли конкурируют друг с другом, ведь это разные актерские жанры.
— Вы говорили про свою роль: «Характер моего героя мне знаком, я дружу с такими людьми». Часто ли вы закладываете в своих персонажах характер и черты своих знакомых и друзей? Расскажите, что привнесли в своего персонажа от себя, от своих знакомых, из своего опыта?
— Ой, да много чего. Я вот, например, иногда изображаю своего одноклассника Никиту Савина. У него есть характерные мужские повадки, которые я переношу в свою игру – жесты и манеры. Или же добавляю легкий краснодарский вайб от чуваков, которые могут сидеть с друзьями, выпивая квас или пиво после того, как потаксовали. В целом я черпаю вдохновение из множества персонажей, которых встречал в жизни. Это помогает создать правдоподобный образ, основанный на реальных людях и ситуациях.

— Вы участвовали в шоу «Мастер игры». Расскажите, как вам опыт участия в таком проекте? И как относитесь к подобным реалити-шоу, которые сейчас переживают настоящий ренессанс?
— Шоу сейчас действительно популярны, как на ТВ, так и в интернете. Я никогда раньше не участвовал в них и решил попробовать. В последней серии моего участия в «Мастере игры» я заметил, что провел больше всего времени в роли «темного». Я был вовлечен в конфликты, ругался с участниками, веселил их и обманывал. Это была моя не самая большая, а именно самая длинная роль – зашел в кадр и вышел только через три недели.
Я получил колоссальный опыт в игре и человеческих отношениях, узнал, как легко можно манипулировать доверием и как врать и не краснеть. Или краснеть, но говорить, что у тебя близко расположены капилляры.
— В интернете популярно видео, где вы на этом шоу поругались с Дмитрием Матвеевым. Не жалеете, что сорвались тогда? Или считаете, что все правильно сделали?
— Смотрите, сначала человека провоцируют, потом он начинает что-то делать, конфликт затягивается и через несколько дней достигает пика, но он уже неискренний. Я это уже говорил. Это работа над собой. Я понял: если не заявить сразу, что я темпераментный парень, потом можно опростоволоситься именно из-за срыва. У меня и раньше были подвижки в сторону таких разговоров, но потом все превратилось просто в грязный скандал.
Единственное, о чем жалею, — что ругался матом на камеры, перед девушками и парнями. Было неудобно, да. Но если бы я этого не сделал, возможно, не дошел бы до восьмой серии. Думаю, в этом случае игра стоит свеч! Я даже столкнулся с хейтом — для меня это было в новинку, никогда столько не получал, ни в глаза, ни за спиной. Просыпаюсь — а там 70, потом 150, потом 200 комментариев. В основном от фанатов «Битвы экстрасенсов». Меня критиковали по всем статьям: за внешний вид, за манеру разговора и даже за то, что кудрявый... Просто кромешная тьма. Решил: ничего удалять не буду, пусть люди видят.
И вот в конце восьмой серии — 300 комментариев, где меня называют красавчиком. Видать, я красавчик (улыбается)!

— Как вы считаете, как участие в таких шоу для актеров, режиссеров влияет на карьеру?
— Ой, мы шутили насчет этого еще на первой неделе съемок. Говорили: для кого-то шоу – конец карьеры, а для кого-то – только начало. И решили: давайте сделаем так, чтобы для нас это стало началом!
— Вашему сыну уже больше двух лет. Есть ли что-то новое, неожиданное, что поняли про себя в процессе воспитания ребенка?
— Я вам так скажу: каждый день открываю что-то новое. Не буду говорить банальности вроде «смотрю на ребенка и понимаю, почему вел себя так в детстве». Проще: вижу, как он спит – рука у него подогнута как-то криво. Потом просыпаюсь и понимаю: моя рука лежит точно так же! И мне так удобно, хотя со стороны выглядит идиотски – как куриная лапка, прижатая к груди. Оказалось, эта привычка – от него. Это самая простецкая визуальная вещь, которую легко заметить. А философские мысли о сходствах приходят гораздо чаще, чем такие вот наглядные детали.

— Очень часто случается, что актеры заводят семью с коллегами по цеху. Как вы считаете, почему?
— Потому что эти люди друг друга понимают. Им не нужно объяснять вещи, которые могут быть непонятны или вызывать ревность у людей со стороны. Например: что такое поцелуй, любовь, секс, чужая семья в кадре. Родители партнера могут этого не понять, а коллеги – понимают. Для меня это нормально. Вот смотрите: сегодня моя жена уходит в театр целоваться с другим мужчиной, а потом приходит домой ко мне и ребенку. Со стороны это может показаться странным, правда? Не каждый это может понять.
— Расскажите про съемки в «Короче». На наш взгляд, очень удачный сериал. Но во втором сезоне сменилась главная роль. Как считаете, проект от этого не просел?
— Роль не сменилась, она поделилась. Материала стало поровну у меня и у Марины Васильевой. Потерял ли проект? Знаете, сейчас он невероятно популярен в интернете и, как ни странно, актуален до сих пор. Потому что он не о сиюминутных трендах, а о проблемах, с которыми сталкиваются люди около тридцати – и мужчины, и женщины.
Это франшиза – изначально был французский сериал «Бреф» (фр. Bref), тоже о проблемах 30-летнего парня. Мы подумали: почему бы, раз женщин на планете больше, не сделать и женскую версию? Вот и поделили сезон пополам. Возможно, тогда что-то не сработало, может, пацаны не поняли (улыбается), может, время было не то. Но сейчас, смотрите – наш двойной сезон с Мариной Васильевой отлично заходит! Я вижу, как люди репостят, сериал попадает в актуальное. Меня постоянно узнают на улице по «Короче» и говорят: «Короче, короче!».
— Ваша любимая роль в карьере?
— Я надеюсь, что она еще будет!
Популярное
Александра Серова: «У меня вакантные места для завистников закрыты»
Модель, дизайнер и заботливая мама — такой нам раскрылась Саша Серова.
«Светский винтаж» в Петербурге: какой антиквариат покупают богатые
Побывали на уникальном маркете и рассказываем, что удивительного нашли.
Культура питья: как и какую жидкость пить в жару
Нет, мы не про алкоголь, а про обычные напитки, помогающие пережить перегрев.
GALA Ballet Fashion Show: сотни людей и балерины на фоне Кремля
Оправдались даже самые смелые наши ожидания - это официально было самое красивое шоу года.