«Супермен» как фильм практически неуязвим. Но у него тоже есть свой криптонит
Разбираем нашумевшую картину от создателя «Стражей галактики» Джеймса Ганна, который заработал на переосмыслении самого известного в мире супергероя 15 миллионов долларов.
DC уже много лет пытаются догнать Marvel и стать номером один в экранизации комиксов, но почти все их проекты чаще всего остаются в тени. А тут еще и скандал с главной звездой лейбла Генри Кавиллом (предыдущий Супермен), который завлекал часть аудитории в кинотеатр. Поэтому руководство делает смелый шаг: назначает супер успешного режиссера, сценариста и продюсера Джеймса Ганна новым генеральным директором DC Studios. Ганн получает полный карт-бланш и перезапускает свою вселенную. И первый проект, за который Джеймс отвечает практически полностью, бьет рекорды по сборам, получает высокие рейтинги: весь интернет обсуждает новый фильм DC. Но действительно ли все как в сказке как в комиксе?


Джеймс Ганн уже много лет занимается созданием нетипичных супергеройских фильмов. Он режиссер и сценарист трилогии «Стражей галактики», которая ярко отличается от всех проектов Marvel. Вместе с тем он создал успешный сериал «Миротворец», и как вишенка на торте – продюсировал финальные части «Мстителей». Ганн в «Супермене» отвечает за все: он тут и режиссер, и сценарист, и продюсер, и глава студии, которая производит фильм. Вместе с ним над проектом работал его постоянный оператор Генри Брэхам.
Интересно, что на роль Супермена вместо звездного Генри Кавилла взяли намного менее известного Дэвида Коренсвета («Мы владеем этим городом», «Политик»), а в качестве его спутницы Рэйчел Броснахэн («Удивительная миссис Мейзел»), у которой нет гигантской медийности, но зато два «Золотых глобуса». Забавный факт: гонорар Джеймса Ганна за «Супермена» – 15 миллионов долларов, а у Дэвида и Рэйчел в 20 (!) раз меньше, всего лишь 750 тысяч (всем бы такое «всего лишь»). Главная звезда в актерском касте – Николас Холт («Безумный Макс: Дорога ярости», «Носферату»). Он играет антагониста Лекса Лютора. И это, возможно, одна из его лучших ролей за последнее время, в кадре он смотрится просто потрясающе. Холт здесь лысый, сначала не узнал его. А энергия передается даже через экран.


Одна из самых главных проблем персонажа Супермена была в том, что слишком уж он далек от народа. Его создали идеальным. Почти все самые популярные супергерои – это люди. Например, Бэтмен, Железный человек, Человек-паук. А тут у нас самый сильный инопланетянин, у которого лишь одна ахиллесова пята — камень криптонит, который нигде не найдешь (но почему-то все злодеи его находят). И такому протагонисту очень уж сложно сопереживать. Джеймс Ганн филигранно решает эту проблему разными приемами. Но самый главный трюк – это ввести персонажа… суперсобаки. Такое решение убивает сразу двух зайцев. Во-первых, вы бы видели, как Супермен мило общается с этим песиком, в этот момент он действительно становится очень человечным, похожим на всех нас. И, конечно, такого героя легче проецировать на себя. Во-вторых, Ганн создал любимого персонажа всех зрителей фильма – песика в плаще. Уверен, что сейчас его фигурка бьет все рекорды продаж, слишком уж он мимимишный. Кстати, после выхода проекта в США на 500% вырос интерес к собакам из приюта. Возможно, что эту картину стоило делать только ради этого.

Ганн также пытался сделать конфликт максимально многослойным. Это не просто противостояние Лекса Лютора и Супермена, как это было везде и всегда. Против злодея также сражается СМИ, в котором работает Кларк Кент и Лоис Лейн (девушка Супермена), которые хотят дискредитировать Лютора как бизнесмена, уничтожить его репутацию и раскрыть его противозаконные действия. Это уже в два раза сложнее типичного конфликта в супергеройском фильме. Параллельно с этим по сюжету в фильме противостояние между двумя странами: и одну из них спонсирует Лютор. А еще в это вмешивается Банда Справедливости (считай что Лига). Это добавляет еще один слой к конфликту, но в статье звучит круче, чем реализовано на самом деле. Хотя, особое уважение за попытку создать настолько многослойный конфликт.
На удивление здесь неплохо работают не только второстепенные, но и третьестепенные сюжетные линии. История подружки Лекса Лютора и оказывает влияние на сюжет, и добавляет юмора. Но особенно порадовало все, что связано с Бандой Справедливости. По всем работам Джеймса Ганна видно, что хоть он и любит супергероику, но может относиться к ней с иронией, даже высмеивать. И в довольно серьезном проекте про Супермена появляется Зелёный Фонарь, который здесь отвечает за стёб над жанром. Но при этом простота картины всё равно проклёвывается сквозь сцены. Она как подросток, который хочет казаться взрослее, но мы то этот весь нигилизм и отрицание авторитетов проходили.


Но самый серьезный недостаток фильма (можно сказать, его криптонит) – это на удивление очень плоский Лекс Лютор, которого играет Николас Холт (причем шикарно). Смотреть на Холта в образе сплошное удовольствие, но в какой-то момент понимаешь, что перед тобой довольно картонный персонаж. И это странно, учитывая, насколько глубоко проработаны остальные аспекты в проекте. Конечно, в конце уделили три минуты на то, чтобы объяснить мотивацию Лекса. Но, во-первых, это можно было сделать сильно раньше, чтобы мы антагонисту могли если не сопереживать, то хотя бы понимать его. А, во-вторых, все причины, побуждающие персонажа к действию, конечно, выглядят смешно и нелепо.
И еще про картинку. Первая половина фильма очень светлая, изображение кажется плоским. Возможно, это даже сделано специально, чтобы отличаться от темной и мрачной истории DC, которая была раньше. Но во второй половине картины всё меняется. История становится трагичнее - картинка мрачнее. Появляются безумно красивые сцены, интерьеры. А чего только стоит микровселенная Лекса Лютора. Это не просто красиво и не просто графика, в которую вложили много миллионов долларов. Локация действительно уникальная, ничего подобного, по-моему, я не видел. Также здесь довольно интересная съемка, когда вместо простого переключения кадров появляется постоянное движение камеры, панорамирование. Что в драках, что при обычных диалогах. Это добавляет динамики.


А с точки зрения режиссуры меня впечатлила одна боевая сцена, когда весь фокус не на драке, а на девушке, на которую хотят напасть. Она занимает половину экрана, Ганн фокусируется на ее эмоциях и реакции, а не на драке. Из типичного сражения супергероя с тонной противников режиссер делает по-настоящему эмоциональный момент. Да, прием не самый новый, но он работает.
Чем отличаются фильмы, которые остаются в истории, от тех, которые забываются после выхода из кинозала? Смыслом и посылом. Хоть мы и смотрим два часа за приключениями накаченного мужика в цветном обтягивающем костюме, в картине поднимаются важные вопросы о родителях, о том, кто мы есть, и что нас определяет. Конечно, и это не новаторские философские концепции Ларса фон Триера, но подумать после сеанса есть о чем. Именно это - ключевое отличие нового «Супермена» Джеймса Ганна от конкурентов. И в том числе поэтому он так успешен.
Популярное
Корсет-ножницы и рваный трикотаж: как видят моду студенты Universal University
Разбираем ежегодную выставку итоговых студенческих проектов, которая проходит сейчас в Москве.
Спойлер: никак. Но нужно ли это вообще делать — вот вопрос.
Поясни за шмот: почему пацанам нельзя было носить некоторые бренды
Раньше за C.P. Company, Fred Perry или аирмаксы в гардеробе можно было и в табло, простите, получить. Но что не так было с этой одеждой?
Бюджет, мидл, люкс: лучший уход для тела на любой кошелек
Обозреваем известные продукты для гладкой кожи в разной ценовой категории.