«Любовь Советского Союза»: для тех, кому за...
После просмотра псевдоисторического кино про актрису и её мужей только и остаётся закатывать глаза и произносить недоумевающее «Пу-пу-пу».
«Любовь Советского Союза» срежиссировал Никита Высоцкий. Нет, не родственник мемной актрисы-поварихи, хотя если был бы родственником, то можно было сослаться на гены — мол, не всё получается хорошо в этой семье. Не нам судить, но мы обсудим — это сын гениального Владимира Семёновича Высоцкого, и как тут снова не заговорить о генах. Умоляю, простите-извините за желчь в словах, но выводы как-то сами собой складываются в слова.

О чем это кино? Я, честно говоря, так и не понял. То ли про жизнь актрисы, в которой явно проглядываются черты Любови Орловой — любимицы Сталина и главной кинозвезды музыкальной комедии своей эпохи; то ли про любовь, которую как только потеряешь, сразу же найдёшь новую; то ли про довоенные, военные и послевоенные годы в стране пролетариев; то ли про Москву, нарисованную в графическом редакторе, и людей-дополнение к вечно бурлящему городу; то ли про театр и нелёгкую актёрскую жизнь.
Фильм с хронометражем в 2,5 часа утомляет за первые 10 минут, в следующие полчаса хочется поставить воспроизведение на Х2 или Х3, через час хочется выйти на творческий перекур или просто потупить прямо в зале в телефон. Нет того волшебства, когда с первых кадров, не отдавая себе отчёт и не анализируя, ты понимаешь, что кино тебе нравится, и не важно, какие у него отзывы. В «Любви Советского Союза» (ДА ЧТО ЭТО ЗА НАЗВАНИЕ-ТО ТАКОЕ?!) этого категорически не случается ни с первых кадров, ни на финальных титрах.
Нет, фильм великолепен с визуальной точки зрения. Он яркий, ладненький, отлично смонтированный. Только очень отутюженный во всех смыслах: на одежде актёров ни складочки, ни соринки, ни пылинки; если и грязь на улице, то всенепременно собранная в аккуратные равнобедренные сложенные при помощи готовальни куличики; если актриса, то непременно в жемчугах и с чаем в китайском фарфоре в коммуналке; если цветы, то огромные запрещённограмные охапки роз (ой, да хватит врать-то: в Союзе кроме гвоздик и полевых ромашек в сезон отродясь ничего не было).

На дворе 1935 год, когда наши прапрабабушки наслаждались дарованным диктатором счастливым детством, но вся залакированность картинки не вызывает доверия, всё сильно напускное, причёсанное, кудрявое, в рюшах. Вы серьёзно? Это чего такое-то, очередная попытка идеализировать-реабилитировать-обелить-оправдать установки памятников и бюстов в наши дни? Несмотря на шикарность кадров и красоту картинки, это слишком крипово и пластиково. Как будто в одной закрытой стране на витрину выложили воздушные шары, чтобы создать подобие изобилия в магазинах: издалека выглядит ярко и нарядно, а при ближайшем рассмотрении грубый подлог. Вот и в «Любви Советского Союза» этот подлог считывается на раз-два: да не жили так люди, вы бы хоть постарались какую-то историческую достоверность придать фильму, а не вешать на него тонны задрапированной идеологии. Если на то пошло, то более правдоподобно то людоедское время показано в сериале «Любка» — с в разы меньшим бюджетом, но хоть чем-то напоминающим правду.
Главный минус фильма — актёры и их игра. Нет, они идеально гладкие, как и всё в фильме, будто с обложки. Красивые, статные, породистые, деревянные. Им не веришь, не сочувствуешь, не наблюдаешь за передвижениями — ну вот посидели на лавочке, вот в кровати поржали, вот поцеловались, а дальше склейка — и они уже в ЗАГСе или на войне. Просто не успеваешь уследить за перемещением.
Кажется, что это не кино на 2,5 часа, а сериал, склеенный для проката и похожий на все лощёные первоканальные мыльные оперы. Ого, а ведь это и правда сериал — в будущем его почикают на восемь серий и пустят в эфир. Тогда, может быть, «Любовь Советского Союза» будут любить больше: показанный раз в неделю эпизод не несёт такой концентрации событий и воспринимается куда менее критично. Но это не точно.

К сценарию множество вопросов — где это видано, чтобы на легкомоторном самолёте над Кремлём рассекали, да мёртвые петли под мостом выделывали, когда под красной звездой главной башни страны сами-знаете-кто восседает и из окна эти кульбиты видит? А после так по-отечески не расстреляет, не сошлёт на Соловки за авиапируэты, а просто пожурит-пошутит в присутствии первых лиц огромного государства. Ай, какой же добрый товарищ сами-знаете-кто, ай, спасибо за счастливую жизнь и свободу делать глупости ради любимой женщины! Удивительно, но этот страшный человек по замыслу сценаристов ещё и сваха — ах, как же он умело и по-отечески толкает в объятия друг другу кинодиву и начинающего автора! Ах, как же жирно нам намекают на приближающуюся трагическую смерть лётчика! Ах, как же неожиданно актриса влюбляется в генерала Красной армии, который за три минуты экранного времени наорал на неё, укрыл шинелью, спас от бесчинства и закончил едва начавшийся фронтовой концерт! Дети, вы всё поняли? Нет? Ну не страшно, никто ничего не понял.

Но всё же «Любовь Советского Союза» — это масштабная не псевдоисторика, а фантастика (потому что такого не было и быть не могло). Ближе к середине фильма сюжет хоть немного начинает затягивать и нравиться — не игрой, не диалогами, а прекрасной операторской работой Максима Шинкоренко: в сценах войны появляется живость, динамика, необходимые этому стерильному сумбуру грязь и кровь. Но после снова всё накрывается музейным толстым стеклом, и даже фронтовые посиделки выглядят как фотосет для журнала «Крестьянка» с кистью фигурно намазанной на сапоги глиной и накрахмаленными гимнастёрками.
«Любовь Советского Союза» и не претендует на историческую достоверность или справедливость, хотя честности и смелости фильму можно было бы добавить. Это яркий пример того, что недодел лучше, чем передел: кино слишком передержали в инкубаторе, с лихвой закрасили, с переизбытком прошлись по всех шероховатостям даже не наждачкой, а болгаркой, снимая подчистую все занозы, за которые можно было бы зацепиться. Но кому-то это кино определенно понравится. Даже не кому-то, а многим. Например, тем, чья молодость пришлась на время совка — именно такой псевдодобрый и дружный мир СССР они и помнят, именно такая картинка в них и отзовется.
Популярное
Когнитивный диссонанс: что это такое и как с ним справляться
Простыми словами о сложном и разрушающем состоянии.
Чтобы понять себя, нужно понять свои гормоны. Ведь по большей части они решают, когда нам влюбляться, худеть, переедать, плакать над сериалом или орать матом на коллегу.
Как менялась школьная форма: от царской России и до наших дней
От военных мундиров до худи с принтами: школьная форма в России пережила столетия модных и идеологических метаморфоз — и мы вам о них расскажем.
Фильмы и сериалы сентября: «Уэнздей», «Лихие», «Август»
В первый месяц осени нас ждет новый проект от Жоры Крыжовникова, «Дракула» Люка Бессона, экранизация Толстого, комедия «Олдскул» и новинка с Дакотой Джонсон.