Как менялась школьная форма: от царской России и до наших дней
От военных мундиров до худи с принтами: школьная форма в России пережила столетия модных и идеологических метаморфоз — и мы вам о них расскажем.
Каждая эпоха шила свой образ школьника: строгий, романтичный, утилитарный или дерзко-свободный. Это история о том, как из ткани, фасонов и символов складывался визуальный код целого поколения.
Школьная форма — это не про «одевать детей», а про язык эпохи. От чинных мундиров XIX века до аккуратно поношенных худи современных подростков — каждая пуговица и каждый фартук рассказывают о власти, вкусе, запросах и ожиданиях общества. Здесь кроется и дисциплина, и протест, и маркетинговая эстетика: форма умеет внушать порядок, подсказывать статус и даже делать из ребёнка модную икону класса. В этой визуальной истории мы пройдём сквозь столетия — через ткани, силуэты и кодовые аксессуары — и посмотрим, как менялся образ школьника когда менялась страна.
Дореволюционная Россия (XVIII–XIX века)
Представьте школьный двор конца XIX века: шаги по гравию, шуршание суконных полушинелей, блеск околышей фуражек и тонкая спина девочки в длинном платье, у которой белый фартук застёгнут идеально ровно — как знак аккуратности и статуса. Это образ, который читается мгновенно: каждая пуговица, каждая складка говорят о порядке, чёткой иерархии и вкусе эпохи. В дореволюционной школе форма больше походила на мини-униформу чиновника или военного. Вся форма в то время имела строгие силуэты, плотные ткани, аккуратную геометрию линий. Именно тогда складывается канон, который позже отзовётся в советских решениях. Форма соответствовала принятому в то время «табелю о рангах», так что каждый участник образовательного процесса был одет соответственно своему статусу.
Мальчики носили вещи «со взрослым характером»: однобортные мундиры и гимнастерки из тяжёлого сукна, тёмно-зелёные или тёмно-синие, с металлической фурнитурой — пуговицы, шнурки, иногда петлицы. Шинели и пальто делали силуэт чуть солиднее; тёмные брюки и форменные фуражки завершали образ. Важна была «стройность» — покрой близок к военному, это не только эстетика, но и воспитательная условность.
Девочки в гимназиях выглядели почти как маленькие леди: закрытые платья до пола, высокий воротник, длинные рукава, кружевные или тканые воротнички. Обязательный элемент — фартук: чёрный в будни, белый — для праздников. Начиная с 1880-х в ряде учебных заведений утвердилась коричневая гамма платьев с фартуками: строгая и практичная, она позже станет визуальным мостом к советской школьной форме.




Материалы соответствовали нравам времени: тяжёлое шерстяное сукно, плотный хлопок для фартуков, скромная, «не кричащая» палитра. Ручной пошив, чёткие швы, минимум декора — всё упиралось в практичность и статус: форма должна была смотреться «достойно», но не роскошно.
Форма также служила и маркером порядка и принадлежности. Государство видело в гимназии кадры для бюрократии и армии, поэтому одежда транслировала дисциплину и органичную связь с институциями власти. Но это был и знак класса: не все семьи могли позволить идеальную форму, поэтому её наличие также говорило о положении в обществе. Но отношение к форме начинает меняться после Первой мировой войны, когда её практически упраздняют, сославшись на бедственное финансовое положение империи.
Советская Россия (1922–1991)

В первые годы после революции форма ушла в прошлое как символ классового деления. Но в 1949-м её вернули — почти точь-в-точь, как в дореволюционные времена, только с новым, социалистическим, подтекстом.

1949–1960-е
Мальчики — в серых или тёмно-синих гимнастёрках с воротником-стойкой, брюках в тон и форменной фуражке; ремень на талии придавал образу армейскую собранность. Но, конечно, от мундиров было решено отказаться в угоду отрицания буржуазности. Девочки — в коричневых шерстяных платьях с белыми воротничками и манжетами, чёрным фартуком для будней и белым — для торжеств.
1960–1980-е
В 1962 году мальчикам заменили гимнастёрку на серый шерстяной костюм, а с 1973-го — на синий, с обязательной эмблемой школы на груди. Девичья форма осталась практически неизменной — она пережила десятилетия, став настоящим визуальным кодом советской школы. В 1984-м для старшеклассников ввели «повзрослевший» вариант: мальчики в тёмно-синих пиджаках и брюках с эмблемой на рукаве, девочки — в комплекте из пиджака, жилета и юбки в складку.
Материалы так и остались скромными: плотная шерсть, тяжёлые хлопковые фартуки, стандартные пуговицы, которые невозможно было перепутать с «буржуазными» блестящими аксессуарами. И, конечно, пионерский галстук — акцент, который делал форму завершённой и идеологически правильной. Советская школьная форма была не просто одеждой — она служила инструментом воспитания: все равны, все часть одного строя. Единый мундир стирал различия в достатке и подчёркивал коллективную идентичность. Даже смена покроя или цвета костюма для мальчиков была больше про символику, чем про моду. Возвращение формы после войны стало символом восстановления порядка и сплочённости.


1990-е годы
Представьте первый день сентября без строя и строевых песен. Во дворе перемешались джинсы, пёстрые свитеры, футболки с героями боевиков и мультиков, яркие резинки для волос, массивные кроссовки и блестящие куртки. Советская строгость растворилась, а на её месте — свобода, немного хаотичная и дерзкая. Дети приходили в школу так, как хотели или как могли — кто-то в аккуратных пиджаках от родителей, кто-то в модных турецких джинсах или спортивных костюмах Adidas (иногда поддельных, с местного рынка). У девочек — лосины и свитеры с пайетками, у мальчиков — майки с голливудскими лицами. Вместо привычных советских «сундучков» — мягкие импортные ранцы с неоновой отделкой, пакеты с рекламой Marlboro и Diesel. На спинках — мультяшные герои, в пеналах — гелевые ручки и цветные фломастеры. Союз разваливался, а вместе с ним и привычные порядки. Форма как инструмент равенства исчезла, и школа моментально стала витриной социального контраста. Кто-то щеголял в новых вещах из Польши или Турции, кто-то продолжал донашивать советские костюмы, доставшиеся по наследству.

А что в нулевые?
Звонок в начале нулевых встречал учеников, среди которых белые рубашки и пиджаки соседствовали с джинсами, свитшотами и кардиганами. Строгий дресс-код остался лишь в паре «продвинутых» школ — в остальном правили комфорт и мода.

Современность
Современная школа — это подиум повседневно-делового стиля. За одной партой могут сидеть девочка в худи oversize и кроссовках с массивной подошвой и мальчик в классической рубашке и жилете — и это никого не смущает. Хоть и большинство школ стремится урегулировать этот вопрос, а власти стремятся ввести общий стандарт школьной формы, но единого мнения по этой теме нет, а строгое советское прошлое обсуждается лишь в многолетних дискуссиях на кухне.
В младших классах ещё живёт традиция «белый верх – тёмный низ», но к старшим годам она размывается. Джинсы, свитшоты, платья, спортивные комплекты — всё в ходу, главное, правильно сочетать их, чтобы не получить выговор.
Рюкзаки стали модными объектами: пастельные оттенки, минималистичный дизайн, патчи, значки, брелоки. Сменная обувь по-прежнему обязательна, но это могут быть и белые кроссовки, и даже кроксы в пастельных тонах.




Сегодняшний образ школьника формирует не государство, а личный вкус и глобальная мода. Школа перестала быть зоной унификации, но и совершенно свободными от «форменного» прошлого учебные заведения не стали. В последнее время ведётся много дискуссий на тему возврата к единой школьной форме, но, надеемся, в ближайшее время этого не случится.
Автор материала: Ангелина Проскурякова
Популярное
GALA Circus Fashion Show: показ с подиумом на воде, собравший 11 тысяч зрителей
Да, мы это сделали! Наш показ превзошел все ожидания, и ему не помешал даже дождь.
Чтобы понять себя, нужно понять свои гормоны. Ведь по большей части они решают, когда нам влюбляться, худеть, переедать, плакать над сериалом или орать матом на коллегу.
Фаббинг: почему мы променяли реальную жизнь на бесконечный скролл
Вам надоело, что друг отвлекается на уведомления каждые пять секунд, пока вы болтаете? А может, это не просто раздражающий фактор, а тревожный звоночек?
Японский фильм «Выход 8» вышел из Канн, чтобы покорить зрительские сердца
Рецензируем новый артхаусный проект Гэнки Кавамуры, который побывал на Каннском фестивале.