Как менялась школьная форма: от царской России и до наших дней
От военных мундиров до худи с принтами: школьная форма в России пережила столетия модных и идеологических метаморфоз — и мы вам о них расскажем.
Каждая эпоха шила свой образ школьника: строгий, романтичный, утилитарный или дерзко-свободный. Это история о том, как из ткани, фасонов и символов складывался визуальный код целого поколения.
Школьная форма — это не про «одевать детей», а про язык эпохи. От чинных мундиров XIX века до аккуратно поношенных худи современных подростков — каждая пуговица и каждый фартук рассказывают о власти, вкусе, запросах и ожиданиях общества. Здесь кроется и дисциплина, и протест, и маркетинговая эстетика: форма умеет внушать порядок, подсказывать статус и даже делать из ребёнка модную икону класса. В этой визуальной истории мы пройдём сквозь столетия — через ткани, силуэты и кодовые аксессуары — и посмотрим, как менялся образ школьника когда менялась страна.
Дореволюционная Россия (XVIII–XIX века)
Представьте школьный двор конца XIX века: шаги по гравию, шуршание суконных полушинелей, блеск околышей фуражек и тонкая спина девочки в длинном платье, у которой белый фартук застёгнут идеально ровно — как знак аккуратности и статуса. Это образ, который читается мгновенно: каждая пуговица, каждая складка говорят о порядке, чёткой иерархии и вкусе эпохи. В дореволюционной школе форма больше походила на мини-униформу чиновника или военного. Вся форма в то время имела строгие силуэты, плотные ткани, аккуратную геометрию линий. Именно тогда складывается канон, который позже отзовётся в советских решениях. Форма соответствовала принятому в то время «табелю о рангах», так что каждый участник образовательного процесса был одет соответственно своему статусу.
Мальчики носили вещи «со взрослым характером»: однобортные мундиры и гимнастерки из тяжёлого сукна, тёмно-зелёные или тёмно-синие, с металлической фурнитурой — пуговицы, шнурки, иногда петлицы. Шинели и пальто делали силуэт чуть солиднее; тёмные брюки и форменные фуражки завершали образ. Важна была «стройность» — покрой близок к военному, это не только эстетика, но и воспитательная условность.
Девочки в гимназиях выглядели почти как маленькие леди: закрытые платья до пола, высокий воротник, длинные рукава, кружевные или тканые воротнички. Обязательный элемент — фартук: чёрный в будни, белый — для праздников. Начиная с 1880-х в ряде учебных заведений утвердилась коричневая гамма платьев с фартуками: строгая и практичная, она позже станет визуальным мостом к советской школьной форме.




Материалы соответствовали нравам времени: тяжёлое шерстяное сукно, плотный хлопок для фартуков, скромная, «не кричащая» палитра. Ручной пошив, чёткие швы, минимум декора — всё упиралось в практичность и статус: форма должна была смотреться «достойно», но не роскошно.
Форма также служила и маркером порядка и принадлежности. Государство видело в гимназии кадры для бюрократии и армии, поэтому одежда транслировала дисциплину и органичную связь с институциями власти. Но это был и знак класса: не все семьи могли позволить идеальную форму, поэтому её наличие также говорило о положении в обществе. Но отношение к форме начинает меняться после Первой мировой войны, когда её практически упраздняют, сославшись на бедственное финансовое положение империи.
Советская Россия (1922–1991)

В первые годы после революции форма ушла в прошлое как символ классового деления. Но в 1949-м её вернули — почти точь-в-точь, как в дореволюционные времена, только с новым, социалистическим, подтекстом.

1949–1960-е
Мальчики — в серых или тёмно-синих гимнастёрках с воротником-стойкой, брюках в тон и форменной фуражке; ремень на талии придавал образу армейскую собранность. Но, конечно, от мундиров было решено отказаться в угоду отрицания буржуазности. Девочки — в коричневых шерстяных платьях с белыми воротничками и манжетами, чёрным фартуком для будней и белым — для торжеств.
1960–1980-е
В 1962 году мальчикам заменили гимнастёрку на серый шерстяной костюм, а с 1973-го — на синий, с обязательной эмблемой школы на груди. Девичья форма осталась практически неизменной — она пережила десятилетия, став настоящим визуальным кодом советской школы. В 1984-м для старшеклассников ввели «повзрослевший» вариант: мальчики в тёмно-синих пиджаках и брюках с эмблемой на рукаве, девочки — в комплекте из пиджака, жилета и юбки в складку.
Материалы так и остались скромными: плотная шерсть, тяжёлые хлопковые фартуки, стандартные пуговицы, которые невозможно было перепутать с «буржуазными» блестящими аксессуарами. И, конечно, пионерский галстук — акцент, который делал форму завершённой и идеологически правильной. Советская школьная форма была не просто одеждой — она служила инструментом воспитания: все равны, все часть одного строя. Единый мундир стирал различия в достатке и подчёркивал коллективную идентичность. Даже смена покроя или цвета костюма для мальчиков была больше про символику, чем про моду. Возвращение формы после войны стало символом восстановления порядка и сплочённости.


1990-е годы
Представьте первый день сентября без строя и строевых песен. Во дворе перемешались джинсы, пёстрые свитеры, футболки с героями боевиков и мультиков, яркие резинки для волос, массивные кроссовки и блестящие куртки. Советская строгость растворилась, а на её месте — свобода, немного хаотичная и дерзкая. Дети приходили в школу так, как хотели или как могли — кто-то в аккуратных пиджаках от родителей, кто-то в модных турецких джинсах или спортивных костюмах Adidas (иногда поддельных, с местного рынка). У девочек — лосины и свитеры с пайетками, у мальчиков — майки с голливудскими лицами. Вместо привычных советских «сундучков» — мягкие импортные ранцы с неоновой отделкой, пакеты с рекламой Marlboro и Diesel. На спинках — мультяшные герои, в пеналах — гелевые ручки и цветные фломастеры. Союз разваливался, а вместе с ним и привычные порядки. Форма как инструмент равенства исчезла, и школа моментально стала витриной социального контраста. Кто-то щеголял в новых вещах из Польши или Турции, кто-то продолжал донашивать советские костюмы, доставшиеся по наследству.

А что в нулевые?
Звонок в начале нулевых встречал учеников, среди которых белые рубашки и пиджаки соседствовали с джинсами, свитшотами и кардиганами. Строгий дресс-код остался лишь в паре «продвинутых» школ — в остальном правили комфорт и мода.

Современность
Современная школа — это подиум повседневно-делового стиля. За одной партой могут сидеть девочка в худи oversize и кроссовках с массивной подошвой и мальчик в классической рубашке и жилете — и это никого не смущает. Хоть и большинство школ стремится урегулировать этот вопрос, а власти стремятся ввести общий стандарт школьной формы, но единого мнения по этой теме нет, а строгое советское прошлое обсуждается лишь в многолетних дискуссиях на кухне.
В младших классах ещё живёт традиция «белый верх – тёмный низ», но к старшим годам она размывается. Джинсы, свитшоты, платья, спортивные комплекты — всё в ходу, главное, правильно сочетать их, чтобы не получить выговор.
Рюкзаки стали модными объектами: пастельные оттенки, минималистичный дизайн, патчи, значки, брелоки. Сменная обувь по-прежнему обязательна, но это могут быть и белые кроссовки, и даже кроксы в пастельных тонах.




Сегодняшний образ школьника формирует не государство, а личный вкус и глобальная мода. Школа перестала быть зоной унификации, но и совершенно свободными от «форменного» прошлого учебные заведения не стали. В последнее время ведётся много дискуссий на тему возврата к единой школьной форме, но, надеемся, в ближайшее время этого не случится.
Автор материала: Ангелина Проскурякова
Популярное
Топ-10 самых желанных модных айтемов 2025 года по версии Lyst Index
Шлёпанцы за $700, ретро-шорты и ожерелье с ракушкой — звучит как хаос, но именно так выглядит мода этого года.
Фешен-показ в Барвихе: как стилисты учат сочетать Burberry с Dolce & Gabbana
Рассказываем, во что будут одеваться богатые и успешные, чтобы пережить холода.
Мировые шефы про рестораны и тренды: «Русская кухня – это особенный феномен»
GALA эксклюзивно пообщалась с одними из самых топовых шеф-поваров в России: Никанором Виейра и Томасом Халпином про гастрономию, искусственный интеллект и технологии в ресторанах, русскую публику и уровень наших заведений.
Что мы смотрели 20 лет назад: культовые российские фильмы нулевых
Вспоминаем не самые популярные, но классные российские фильмы начала ХXI века.




