Господи, они существуют: нашли спин-оффы фильмов, которые лучше оригиналов
Сравниваем «Кот в сапогах 2: Последнее желание» и «Шрека», изучаем, как «Люди Икс» породили два спин-оффа, которые их превзошли, насколько крут «Джокер» и можно ли улучшить Шекспира?
Недавно стало известно, что сейчас в производстве находится самостоятельный фильм про Осла из франшизы «Шрека». Картина расскажет про историю героя, его жены-дракона и их детей. Эта новость сейчас совсем не удивляет, как правильно подметил Клинт Иствуд: «Мы живем в эпоху ремейков и франшиз». Намного легче работать с готовым материалом, чем создавать что-то новое. Но главное – это экономика, ведь проще продать то, что люди знают. Вовсю снимается сериал по «Гарри Поттеру», спин-офф «Однажды в… Голливуде» с Брэдом Питтом от Финчера, а не Тарантино, вышел в прокат новый «Голый пистолет» с Лиамом Нисоном и Памелой Андерсон, чего только стоят бесконечные перезапуски «Человека-паука» и «Бэтмена», недавний «Супермен», вторая часть «Дьявол носит Prada» (продолжать можно бесконечно). И главная претензия не в отсутствии новых героев и историй, а в том, что почти все они вторичны, неинтересны, плохо сделаны и создаются только для того, чтобы заработать денег.
Сериал «Велма» с рейтингом 3,8 на «Кинопоиске», Мумия (2017) с Томом Крузом с одной «Золотой малиной» и «Морбиус» с Джаредом Лето, у которого на одну антинаграду больше, провальная «Женщина-кошка» с четырьмя «Малинами»… GALA задалась вопросом, а сколько вообще спин-оффов, которые не просто на уровне «пойдет», а лучше оригиналов? Спойлер: их почти нет, но мы нашли несколько иголок в стоге сена.
«Кот в сапогах 2: Последнее желание» (2022)
Оригинал: франшиза «Шрек» (2001—2010)


Да, именно вторая часть. Забудьте все, что вы знали о первой, которая вышла в 2011 году и создавалась, чтобы заработать денег на франшизе. Вторая часть сразу же удивляет рисовкой и анимацией. Режиссеры Джоэль Кроуфорд («Семейка Крудс: Новоселье») и Хануэль Меркадо («Харви Бикс») взяли за референс визуал «Человека-паука: Через вселенные»: сочетание 2D- и 3D- графики, упрощение деталей в духе импрессионизма, приемы из аниме, клиповый монтаж. И ставка сыграла: картина выгодно выделяется на фоне однотипных реалистичных мультфильмов.
«Шрек», конечно, в свое время тоже визуально был интересным, но не так сильно выбивался, как «Кот в сапогах 2: Последнее желание». Второе ключевое отличие – глубина сюжета и проработанность персонажей. Каждый новый герой здесь имеет свою интересную предысторию, а старый, как сам Кот, раскрывается иначе. Сейчас он сложный, неоднозначный персонаж с паническими атаками, рефлексией и страхами. Если сравнивать протагонистов, то Шрек, может, и более запоминающийся, но ему далеко до проработанности Кота. Сюжет «Шрека» ломает все шаблоны, даже сейчас смотрится свежо, но, конечно, это комедия с элементами драмы. У «Кот в сапогах 2: Последнее желание» настолько много драмы и философских размышлений, что мультфильм с зеленым орком выглядит детским на фоне артхауса с рыжим котом.

Проект собрал почти полмиллиарда долларов, окупившись пять раз. Но все равно проиграл на «Оскаре» «Пиноккио Гильермо дель Торо» (угадайте, какой самовлюбленный режиссер этого проекта), в отличие от оригинала, который забрал золотую статуэтку. На «Кинопоиске» у них практически одинаковые оценки: 8,2 у «Шрека» против 8,1 у «Кота…». Если спин-офф и не лучше оригинала (с чем категорически не согласен автор этой статьи), то как минимум на том же уровне шедевральности. Этот кейс дает надежду, что мультфильм про Осла может получиться хорошим.
«Дэдпул» (2016)
Оригинал: «Люди Икс: Начало. Росомаха» (2009)


Мало кто сейчас помнит, но изначально Дэдпул появился в фильме про людей Икс. Правда, там он сильно отличался от уже своего типичного образа. Был менее яркий и острый, продюсеры попросту испугались и сделали персонажа более плоским. Спустя много лет Райан Рейнольдс смог получить добро на собственный фильм. Мир увидел «Дэдпула» и сразу влюбился. Сборы спин-оффа в два раза больше оригинала, Мертвый бассейн два раза номинировался на «Золотой глобус». И если сравнивать популярность по оценкам на IMDb, то у «Людей Икс» 558 тысяч, а у «Дэдпула» — 1,2 миллиона. А если отойти от сухих цифр, то, конечно, сольный фильм с Райаном Рейнольдсом поменял индустрию кинокомиксов, он разрушил все шаблоны (черный юмор, слом четвертой стены, постоянный стеб и угар), доказал, что можно делать успешные проекты про супергероев с рейтингом 18+. Это тот случай, когда спин-офф в разы превзошел оригинал. А по слухам, сейчас вообще готовится кроссовер Дэдпула и людей Икс – возвращение к истокам.
«Круэлла» (2021)
Оригинал: «101 далматинец» (1996)


Сюжет спин-оффа рассказывает про становление злодейки Круэллы Де Виль в исполнении обладательницы двух «Оскаров» Эммы Стоун. И уже тут проект 2021 года обходит оригинал. Гленн Клоуз и Джефф Дэниелс — культовые актеры, но, по моему скромному мнению (и американской академии), Стоун более значимая и сильная актриса. С точки зрения визуала «Круэлла» вообще одна из самых крутых картин за последние годы: золотая статуэтка за лучшие костюмы и номинация за лучший грим и прически объективно доказывают это. Да и зрители однозначно выбрали своего фаворита: оценка 7,3 при 284 тысячах голосов у черно-белой злодейки против 5,8 при 122 тысячах голосов у оригинала. А если говорить субъективно, то как можно не влюбиться в героиню Эммы Стоун в крутейших образах, которая крушит своих противников под шедевральную музыку?
«Джокер» (2019)
Оригинал: «Темный рыцарь» (2008) (вся вселенная DC)


Самый неоднозначный спин-офф, поскольку его нельзя отнести к какому-то определенному фильму про Бэтмена и Джокера. Можно сравнивать с картиной Тима Бертона и злодеем в лице Джека Николсона или с «Отрядом самоубийц» и Джаредом Лето в роли самого странного антагониста (хотя лучше не надо). Уникальность еще заключается в том, что мы можем сравнивать персонажа в исполнении разных актеров, потому что Хоакин Феникс не снимался в полноценном фильме с Бэтменом. Давайте столкнем с культовым «Темный рыцарь» от Кристофера Нолана.
С точки зрения «Оскаров», счет 2-2 (как вам такое начало?). По одному у Хита Леджера и Феникса. Еще забавно, что второй у Нолана за лучший монтаж звука, а у Тодда Филлипса за лучший саундтрек. По оценкам на «Кинопоиске» фильмы идут довольно близко: 8,5 и 8,0 – победа уходит оригиналу. Сборы у обоих миллиард с копейками, но при этом бюджет «Джокера» меньше почти в 3,3 раза (185 миллионов долларов против 55). Если отойти от цифр, а оценивать сами фильмы, то картина Филлипса намного более глубокая, чувственная, в каком-то смысле даже артхаусная. У Нолана же качественный, проработанный, сложный, но все-таки боевик. Это отражает и то, что у спин-оффа есть «Золотой лев» на Венецианском фестивале и номинации «Лучший сценарий» и «Лучший фильм» на «Оскаре». А если переходить к оценке актеров и их образов, то здесь все очень сложно. Оба актера невероятно гениальны, скорее всего, это их лучшие роли. Каждый из них создал своего неповторимого героя. У Леджера пугающий и цепляющий психопат, у Феникса по-настоящему больной и страшный человек. Лично я безумно влюблен в персонажа Хита Леджера, но не могу не преклоняться перед Хоакином. А что выбираете вы?
«Малефисента» (2014)
Оригинал: «Спящая красавица» (1958)


Сложно сравнивать два произведения, разница между которыми 56 лет. Оригинал вышел настолько давно, что его еще продюсировал сам Уолт Дисней. Конечно, главное достоинство спин-оффа – смелость посмотреть на историю по-другому, поставить в центр злодейку и рассказать ее историю. Причем настолько хорошо, чтобы картина собрала 750 миллионов долларов и была номинирована на «Оскар». Сейчас немного сложновато сказать, насколько «Спящая красавица» была крута с точки зрения визуала, но «Малефисента» выглядит очень мрачно и атмосферно. И как одно из главных преимуществ – оскароносная Анджелина Джоли, которую и хвалить не надо, все и так понятно. И к слову, обе части спин-оффа входят в топ-3 ее самых популярных проектов. Думаю, что это тоже показатель значимости и культовости. Прошли годы, сменились поколения, а вместе с этим изменились сказки. 56 лет назад нам нужна была история про Спящую красавицу, а теперь - про сложность и противоречивость зла.
«Логан» (2017)
Оригинал: франшиза «Люди Икс» (2000—2020)


Это уже второй спин-офф от франшизы «Люди Икс», который побеждает оригинал. Забавно наблюдать, как ученики превосходят своих учителей. «Логан», как и «Дэдпул», революционный проект в кинокомиксах. Но если Мертвый бассейн отличался мощнейшим стебом над жанром, то Росомаха идет по путям глубокой драмы, способной растрогать и поразить любого. По количеству оценок на IMDb спин-офф (898 тысяч) обходит любой проект из франшизы (774 тысячи у «Люди Икс: Дни минувшего будущего»). А номинация на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий подтверждает тезис о том, что история здесь действительно очень хорошо проработана. Чего только стоит Лора (Дафни Кин), которая соединяет в себе ребенка и очень сильного мутанта. Своей харизмой актриса иногда даже затмевает Хью Джекмана. Остается только один вопрос: зачем Marvel и DC продолжают клепать посредственные и несерьезные супергеройские фильмы, когда можно делать проекты в духе «Логана»?
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990)
Оригинал: пьеса «Гамлет» Уильяма Шекспира (1599—1601)
Бонусом предлагаю обсудить спин-офф самого «Гамлета». Может ли что-то превзойти или быть на уровне с Шекспиром? У моего преподавателя западной литературы начинает дергаться глаз от постановки такого вопроса, поэтому обойдемся без богохульства. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» – это пьеса, написанная Томом Стоппардом (оскароносный сценарист: «Анна Каренина», «Влюблённый Шекспир»), одним из главных драматургов современности. Забавно, что он же адаптировал ее под сценарий и сам же снял фильм, получивший «Золотого льва» на Венецианском фестивале.
Сюжет посвящен двум персонажам, которые становятся свидетелями действия «Гамлета»: Розенкранц и Гильденстерн пытаются узнать, что происходит с принцем датским, почему он себя так ведет. Это смешное и ироничное произведение, напичканное гигантским количеством отсылок на оригинал. А главные роли исполнили уже легендарные актеры: Гари Олдман и Тим Рот. Спин-офф популярнее и успешнее с точки зрения рейтингов и оценок любой экранизации оригинальной пьесы. Том Стоппард не пытается переплюнуть Шекспира или встать с ним в один ряд, этим произведением он просто предлагает по-новому взглянуть на классическую пьесу и повеселиться.

Популярное
Технология и инновации: итоги пятой Московской недели моды
Более 220 российских и зарубежных брендов представили свои коллекции на девяти площадках города — от парка «Зарядье» до усадьбы Толстого.
Moscow Fashion Week — 2025: что о ней думают зарубежные профессионалы
Поговорили с зарубежными представителями модной индустрии о плюсах и минусах Московской недели моды.
Москва Ленд слезам не верит, но начинает танцевать
Разбираем новый сериал «Москва слезам не верит. Всё только начинается» от Жоры Крыжовникова, режиссера «Слово пацана. Кровь на асфальте», с Иваном Янковским, Анастасией Талызиной и Рузилем Минекаевым.
Авторские фильмы с Венецианского фестиваля, ставшие хитами
Фестивальное кино может быть невероятно интересным и собирать сотни миллионов и даже миллиардов долларов. Развенчиваем миф о том, что авторское кино всегда скучное, на примере «Джокера», «Ла-Ла Ленда» и еще семи проектов.