Егор Затеев/GALA

Автор фото: Егор Затеев/GALA

Автор материала: Денис Фокин

19 September 09:00

Застройщики России: топ самых крупных архитектурных бюро страны

Начинаем знакомиться с теми, чьи работы стали визитными карточками крупнейших российских городов.

Образ любого города формируют в том числе и здания. Новые, старые, заброшки, восстановленные — неважно, но все они, если выдержаны в едином стиле, и есть сам город. В советские времена архитектурные сокровища, даже целые ансамбли и кварталы, пропадали под натиском серого однотипного жилья, а в постсоветские стали появляться более смелые решения — о некоторых мы писали здесь. Сегодня города не только стараются сохранить свою уникальность и историю, но и строят много нового. По крайней мере, нам хотелось бы так думать. Один из востребованных архитекторов современности Борис Бернаскони сказал, что рассматривает архитектуру как некий национальный проект, способ самоидентификации государства, без которого она была бы невозможна. Не можем ни согласиться, ни опровергнуть.

Мегаполисы России соревнуются за туристическое внимание (читай: деньги), а в этом все средства хороши. В том числе и архитектурные, особенно в крупных формах — кто ж не захочет своими глазами увидеть новое здание, активно обсуждаемое в СМИ? Начинаем знакомиться с архитектурными бюро страны, подарившими нам настоящие шедевры и «шедевры» (всё тот же Бернаскони сказал, что архитектуре необходима ирония, иначе зачем все это нужно) — об их работах слышали точно все?

«Антика», Казань

Архитектурно-строительная фирма появилась в столице Татарстана в 1997 году. Мало кто знает, но именно эта компания вела реставрацию знаковых объектов на территории Казанского кремля, восстановив облик Благовещенского собора, обновив фасады временной резиденции президента Татарстана (на тот момент) и реконструировав комплекс «Пушечный двор». Широкой общественности «Антика» известна благодаря Дворцу земледельцев в самом центре города: грандиозному и спорному во всех отношениях зданию, введённому в эксплуатацию в 2010 году. Один из главных вопросов урбанистов — кто додумался поставить именно здесь, под стенами кремля, этот весь такой нарядный, в бантах и рюшах, новострой (тем не менее ставший одним из символов новой Казани). Рядом находится ЖК «Дворцовая набережная», отстроенный «Антикой» в той же стилистике и в котором квадратный метр площади стоит под миллион рублей, то есть это одна из самых дорогих недвижек города. Чуть подальше дом на Касаткина с такими же неприлично дорогими квартирами. Вообще, высокопарный стиль компании (к которому больше всего вопросов) прослеживается во всех её работах и концептах благодаря усилиям главного архитектора Леонида Горника. Получается, что чем больше деталей на фасаде — тем лучше. В профессиональной среде говорят, что компания просто выдавала популярный у народа продукт, закрывая своими предложениями спрос на вычурность, псевдоантичность и якобы элитарность. В портфеле у «Антики» множество реализованных проектов и ещё больше лишь на бумаге (всё в той же витиеватой стилистике): на сегодняшний день компания, по некоторым данным, или проходит процедуру ликвидации, или уже ликвидирована.

Автор фото: Егор Затеев/GALA

BERNASKONI, Москва, Нью-Йорк

Архитектурное бюро с представительствами в двух крупнейших городах мира носит имя его основателя Бориса Бернаскони. 48-летний москвич со швейцарско-итальянскими корнями как минимум вызывает уважение своим нестандартным видением архитектуры. Он что стилист, только одевает города и дома, стилизует магазины и общественные пространства. Философия бюро если не революционная, то современная, не утопшая обеими ногами в застывшем бетоне общественного одобрения и понимания с первого взгляда (определите это в фонд золотых цитат, пожалуйста!). И сам Борис, и его бюро получили международную известность в 2008 году, представив на конкурсе проект Пермского музея современного искусства (конкурс бюро выиграло, но здание всё равно было реконструировано по другому проекту, об этом позже). Сегодня BERNASKONI берётся за работу любого масштаба — проектирует и здания, и дверные ручки. Среди ярких концептов — мобильный кабинет президента 2020 и проект нового Российского флага, а среди реализованных выделяются здание-трансформер «Гиперкуб» в Сколково, главное общественное здание инновационного центра MATREX там же и здание «Ельцин Центра» в Екатеринбурге. Бюро называют одним из воплотителей важных госпроектов.

Автор фото: Егор Затеев/GALA

«Меганом», Москва

Бюро, основанное в 1998 году, придерживается и интеллектуального подхода к работе, и старых канонов, и ищет новые нереализованные ходы в градостроительстве и архитектуре. В 2009 году именно это бюро реконструировало здание музея современного искусства в Перми, а за все годы существования собрало ворох профессиональных наград. Изначально сосредоточившись на Москве и области, бюро постепенно расширяло географию присутствия — в портфолио есть проекты в регионах России, в США и на Ближнем Востоке. «Меганом» проектирует здания, городскую среду, арт-объекты и даже предметы интерьера. Например, в 2006 году команда бюро построила павильон «Сарай» для фестиваля «Архстояние-2006» в Никола-Ленивце без единого чертежа по текстовому сообщению, а в 2015-м участвовала в разработке концепции развития системы озёр Кабан в Казани. «Меганом» сегодня ведёт несколько значимых проектов. Среди них реконструкция комплекса зданий Музея изобразительных искусств Пушкина, стратегия развития Москвы-реки, жилой небоскреб в Нью-Йорке и Музей современного искусства в Калининграде.

Автор фото: Егор Затеев/GALA

Wowhaus, Москва

Бюро, основанное в 2010 году, занимается проектами разного масштаба — от разработки туристических мастер-планов городов до интерьерных решений ресторанов. В работе бюро отчётливо прослеживаются две яркие линии — культурная и татарская (не национальная, а географическая). В портфолио у Wowhaus новый интерьер для ресторана Центрального дома литераторов в Москве, проектирование общественно-культурного центра в Петропавловске-Камчатском, проекты набережных в Норильске и Владикавказе, ревитализация исторического центра Тулы, новогоднее оформление московского ГУМа, проектирование пространства театра оперы и балета в Красноярске и другие. А для Татарстана Wowhaus разрабатывал трансформацию прилегающей к производству «Нижнекамскнефтехим» улицы в Нижнекамске и развитие общественных пространств всего города, деловой квартал для химического гиганта «Казаньоргсинтез», но большинству россиян бюро знакомо по архитектурному проекту нового здания театра Камала в Казани.

Автор фото: Егор Затеев/GALA