Очередная безголосая звезда: как артисты обманывают зрителя фонограммой
Певцов казнить (,) нельзя помиловать. Почему мы любим живой звук и испытываем отвращение к искусственному?
Концерт любимого артиста - сильный эмоциональный опыт. Многие готовы отказаться от поездок, кофе, пары красивых украшений и других хотелок на несколько месяцев вперед лишь ради того, чтобы отхватить себе местечко в зале до солдаута. И вот заветный билет куплен.
Огни гаснут, заряженная публика ликует в преддверии шоу, певец со своей командой выходит на сцену и… включает минус и поет полностью под него. Фанера - дело тонкое. Вроде бы за акустикой громадного помещения ее не видно и не слышно. В конце концов, люди идут на концерт не столько ради музыки, сколько ради впечатлений. Но если удается уличить артиста в том, что он не поет вживую, все очарование им тотчас же рассеивается.
«Смотрю, как мои 200 долларов бегают по сцене», - пишет в социальных сетях случайный посетитель прошедшего в Тбилиси концерта Джастина Тимберлейка, ставшего мемом. Претензий у счастливчиков, оказавшихся на стадионе, предостаточно: начиная с того, что исполнитель вальяжно расхаживал по сцене и тянул микрофон в сторону зрителей, вместо того чтобы самому петь, заканчивая тем, что выступление задержалось на 45 минут.
Но больше всего поклонников экс-энсинка (Тимберлейк - бывший участник группы NSYNC) обидел мертвый звук. То есть большая часть программы - это сплошные дабл-треки и бэк-вокал (что это за незнакомые слова - узнаем позже). От голоса самого Тимберлейка не осталось практически ничего. Некоторые даже сравнивали выступление звезды с недавно отгремевшим прощальным концертом Оззи Осборна, который буквально за пару недель до смерти, несмотря на все недуги, связанные со здоровьем, выступал живьем.

В нашей стране фонограмма прочно ассоциируется с фейлами на «Голубом огоньке», очередным бездарным девчачьим продюсерским проектом или стремительно завоевывающими чарты непо-бейбис (детьми знаменитостей). Но всегда ли нужно рубить сплеча? Кто виноват в том, что нам студийку пропихивают как живой звук, - менеджер, продюсер или музыкант? Всегда ли фанера - это кринж?
Представим себя на месте детектива и попробуем выяснить, кто здесь злодей, а кто - жертва обстоятельств и системы, почему фонограмма иногда нужна и как ее вычислить, когда артист выступает прямо перед вами.
Небольшой исторический экскурс
Фонограмма - продукт XX века. До него не существовало возможности записать звук - никаких проигрывателей, никаких CD и, конечно, никаких стримингов. Поэтому все концерты исполнялись живьем. Кроме того, большие стадионники обрели популярность с появлением массовой культуры, которая начала развиваться примерно в конце XIX столетия. Прежде львиная доля музыкантов отыгрывала программу в маленьких помещениях (за исключением органного концерта). Остальные довольствовались уличными выступлениями на потеху публике.
С возникновением звукозаписи смекалистые продюсеры начали пачками создавать проекты, в которых лавровый венок доставался красивым и харизматичным, но необязательно обладающим музыкальным слухом артистам. Можно было в студийных условиях записать целый альбом, а потом колесить с ним по стране, просто врубая минус через мониторы. Это выгодно и просто. Фанаты остаются довольны тем, что звук кристально чист и мелодия ложится на слух, музыканты - тем, что никто не распознал лажу на сцене, а продюсеры… шелестом купюр. Но если сначала это было чем-то вынужденным и табуированным, то позже правом на использование фонограммы стали злоупотреблять.
Слушателям открыто не говорили о том, что звук на сцене ненастоящий. На всех афишах и ТВ-передачах красовалась надпись live. Вскрыли рану на теле музыкальной индустрии несколько инцидентов. Один из самых печально известных - крах Milli Vanilli. Основал проект Фрэнк Фариан - отец Boney M, La Bouche (вы их можете знать по популярному треку Be My Lover). Идея была проста: на сцену выходят два симпатичных парня (Роб Пилатус и Фаб Морван) и поют песни для девчонок. Бойсбенды именно тогда начали занимать топовые места в чартах. Только вот артисты пели не сами: их озвучивали Бред Хоувелл и Джон Девис - профессиональные, но уже не такие молодые и горячие певцы.
Изначально артисты хотели петь сами, но Фариан был против. Тогда, когда «ваниллы» заслужили народную любовь, они приняли решение уйти в открытое плавание, при этом не учтя, что у них подписан контракт сроком на три года. После череды разбирательств продюсер собственноручно вскрыл ложь об ангельских голосах своих подопечных. Итог - суд и публичная оплеуха Пилатусу и Морвану, а также лишение награды, полученной на церемонии Grammy.
Таких историй, конечно, за последние 30 лет поднакопилась уйма, но если каждую разбирать скрупулезно - на это понадобится целый том. Поэтому остановимся на таком выводе: не стоит так бесцеремонно обманывать слушателя, он может и разозлиться. Но неужели фонограмма - это действительно лишь происки нечистых сил?
Как выглядит фонограмма в наши дни?
Есть несколько типов фонограммы, которые распространены в концертной практике в наши дни. Остановимся на каждой подробнее, чтобы вам стало яснее и удобнее разбираться во всей этой музыковедческой терминологии.
Фанера (плюс). Неспроста плюс назвали фанерой - огромной, в широком смысле, древесной плитой. Плюс действительно полностью покрывает вокал и инструментал: это студийная запись, которая воспроизводится на концерте.
Пререкорд. Это уже посложнее: пререкорд - запись-обманка. Она также создана в студии, но с предварительным расчетом на то, что будет звучать в зале. Иногда здесь певец может использовать придыхание, где-то немножко мазать мимо нот, чтобы был эффект живости.
Бэкинг-трек. Бэкинг-трек можно отнести к украшениям во время выступлений. Как правило, это бэк-вокал, сложные инструментальные партии или синтезаторы, которым чисто по технической или логистической причине не нашлось места.
Дабл-трек. Это отдельные куски, которые включают во время выступления, чтобы создать мощное звучание. Проще всего сравнить с тенями: в один слой мы наносим полупрозрачный нюд, в два - уже что-то вечернее и более яркое.
Минус. О нем вы, возможно, слышали еще со школы, когда звукорежиссер в концертном зале на первый звонок или 1 сентября просил принести «минус на флешке». Это полностью записанный инструментал, но без вокала. Такое часто используют начинающие музыканты (в силу того, что с ними еще нет сыгранной команды, а аранжировки классные делать хочется). Либо же рэперы.
Для чего нужна фанера
Вот прозрачная и понятная формула, древняя как мир: все есть лекарство и все есть яд. Это же можно отнести к фонограммам. Возводить в абсолют зло фанеры - это глупо.
Фанера иногда очень даже нужна в нескольких случаях. Огромная концертная площадка и много качественного оборудования - условия идеальные, но далеко не всегда выполнимые. Одно дело, когда вы выходите на сцену «Лужников», которые оснащены кучей умных приборов, другое - любой Дом культуры в поселке городского типа. Может, там вам дадут обшарпанный динамический микрофон, пару тихих колонок и старенький микшерный пульт. Как все мы знаем, артисты далеко не всегда собирают стадионы. Поэтому для того, чтобы звучание было полным, а представление зрелищным, используют фонограмму.
Еще фонограмма может быть плюсом, когда аранжировка - сложная, многофактурная и состоящая из нескольких голосов. Queen, например, спокойно на некоторых своих выступлениях использовали бэк-вокал с Bohemian Rhapsody. Наверняка вы хоть раз в жизни слышали эту песню - трудно воспроизвести целый хор вживую, когда вас в три раза меньше на сцене.
Многие поп-певицы как отечественной, так и зарубежной эстрады часто обращаются к фонограмме. Это может быть связано с не очень сильным вокалом - как, например, у Селены Гомез. Или насыщенной хореографической программой. Без чуда пререкорда у Beyonce не было бы возможности прыгать по сцене туда-обратно и исполнять при этом мощные вокальные партии. Самый популярный пример в России, который можно вспомнить, - «Винтаж» с их танцами, мобильными декорациями и огромными деталями на наряде Анны Плетневой, которые затрудняют временами движение.
Некоторые певцы сохраняют свой голос таким образом. Кто-то с возрастом заболевает и не обладает прежними вокальными данными (все-таки голосовые связки - это такие же мышцы, как и другие в нашем теле, и они со временем утрачивают эластичность). Селин Дион несколько раз выходила на сцену и пела своим же голосом двадцатилетней давности (не говорим, что так правильно, но это одно из решений). Легенда зарубежной музыкальной индустрии Prince тоже «грешил» вокальными подкладками, чтобы не утратить свой голос.
Хороший пример бэкинг-трека - Coldplay. После выпуска альбома Viva la Vida и его успеха группа стала чаще использовать новые инструменты: синтезаторы, тамбурины и орган. В коллективе четыре участника, и у них нет возможности все это сыграть вживую. Поэтому применяется бэкинг-трек.

Когда фонограмма - это кринж?
Я думаю, что особое отношение конкретно в нашей стране к фанере (даже слово само по себе какое-то отторгающее) связано с тем, что наши артисты зачастую злоупотребляют этим инструментом. То есть они включают дабл-трек или пререкорд (что бывает чаще) везде, где только можно.
Простить можно «Фабрику звезд» из нулевых. Там открытым текстом говорили, что артистов учат открывать рот под музыку и таким образом имитировать пение (в угоду шоу). И из них в первую очередь делали шоуменов и шоувумен, а не сильных вокалистов. Можно понять и ТВ-концерты. Хотя последние, по правде сказать, крайне утомительно и скучно смотреть как раз из-за того, что София Ротару поет как 30 лет назад, а Shaman тянет везде красиво, но одинаковые ноты. Как-то без души.
Но на живых выступлениях, когда нет яркого, запоминающегося шоу с интересной хореографией и сложных вокальных партий… зачем это? К чему это? Как это? Егор Крид выходит на сцену и не успевает иногда за своей же вокальной партией. Бесконечные вариации «Миража» - выбирай на любой вкус (их же в районе трех штук существовало). Слабенькое исполнение рэперов под плюс в огромном концертном зале - как это понимать?
Если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем. Артист не должен обманывать слушателя, говоря, что будет исполнен живой звук (если это не так). А если уж и ставите записи (особенно это обращение к тем, кто на сцене больше 20 лет) - то не обманывайте ни себя, ни других. То, что голос с возрастом меняется, слышно в любом интервью или в любом ролике в интернете.
Как определить, что певец лукавит, говоря о том, что поет «вживую»?
Распознать фонограмму прямо на живом выступлении - дело сложное. Тут влияет множество факторов: отражение стен (акустические особенности), шум публики, общий эмоциональный накал. Поэтому гораздо легче увидеть то, что певец поет не вживую, уже на видео (это самый лучший вариант).
Главное правило: подумайте о том, как бы вы пели. Тело вам подскажет. Мне на ум в первую очередь приходит Шаман, который тянет высокие ноты, при этом сгибаясь в три погибели на сцене. Не может человек залезать в верхний регистр и при этом чуть ли не падать на землю.
Заметить еще разницу между фанерой и живым звуком иногда можно, когда артист сначала разговаривает с аудиторией, а потом начинает петь. Если разница в плане звука сильная - это повод призадуматься.
Неправильная постановка микрофона тоже может быть красным флажком, если вы рассчитывали прийти на живое выступление. Для этого можно попробовать (если есть такой шанс) поговорить и даже попеть в микрофон самому и посмотреть, как меняется звук. А еще звуки «с» и «п» иногда звучат в записи несколько иначе, чем во время живого выступления. Все-таки одно записывают на конденсаторный микрофон, другое - на динамический. Это определяет звучание (в редких случаях, но иногда).
Популярное
Полезные свойства лисичек: как их готовить и есть
Вместе с врачами ищем плюсы и минусы в популярных сезонных продуктах.
В парке «Чёрное озеро» откроется фотовыставка об истории Казанского цирка
Редкие архивные кадры может увидеть каждый желающий с 6 по 23 августа.
Углеводы правильные и не очень: в чём разница?
Вы наверняка слышали про сложные и простые углеводы, но так и не поняли, в чём между ними отличие. А зачем вообще это знать?
Just Keep Watching: какой стиль предпочитают гонщики «Формулы-1»
Разбираем образы известных автогонщиков.