Кого искусственный интеллект вытеснит с арт-рынка?
Вечный вопрос: ИИ - помощник или враг. Вот что об этом думают эксперты из сфер музыки, дизайна и кино.
Насколько велика цена творчества, нежно и бережно скроенного руками робота? Пока вы размышляете, мы констатируем: цифровизация искусства и внедрение ИИ шагают вперед семимильными шагами. Дикий огурец, бананини-шимпанзини и прочие полуфабрикаты ленты – лишь верхушка айсберга. В недрах же морских глубин скрываются французские и американские AI-резиденции, топ-продажи на Кристис и талантливые работы начинающих художников.
По данным отраслевых обзоров последних лет, генеративные инструменты все чаще встречаются на поприще арт-рынка. Некоторые представители сферы пока не страдают от нейронки: среди них хореографы, сессионные музыканты, видеографы, режиссеры. В более шатком положении же оказываются композиторы и аранжировщики, конкурирующие с SUNO, а также копирайтеры, журналисты, писатели и поэты, главный соперник которых ChatGPT.
Пора ли в таком случае богемной тусовке рвать на себе волосы и выть волком? Нет, это не даст ровным счетом ни-че-го. Зато обсудить ИИ в творчестве — определенно стоит: ведь речь идет о будущем, которое уже наступило. Поразмышлять об этом нам помогли эксперты: музыкант и AI-артист Panorama Channel Андрей Кинли, блогер и дизайнер Роксана Насенова, режиссер и продюсер анимации Гульнара Низамиева, режиссер Арсений Кузнецов, арт-директор галереи БИЗОN Александр Шагулин и стилист, автор канала PREDELNO Алина Путилина.
У ИИ нет вкуса – и в этом он пока проигрывает людям
Вкус – это переживания, рефлексия, эстетические предпочтения творца, которые превращают камень, холст или пленочную ленту в живое высказывание, а не просто сырой бесхозный материал. Искусственный интеллект по природе своей – болванка. Только вы решаете, чем ее разнообразить.
Арсений Кузнецов считает, что главное – наполнение человека. Совсем недавно в интернете завирусился его клип на песню «Пьеро» Стереополины, полностью созданный с помощью ИИ. По мнению нашего собеседника, генеративное искусство требует времени, насмотренности и точного понимания цели. Конечный результат – дело рук человека, но никак не нейронки. Кроме того, составление точного промта, отражающего авторский вкус – дело не из легких.

– У ИИ есть сложности с консистентностью и стилизацией – а это критично для анимации, – замечает Гульнара Низамиева, которая часто работает с анимационными картинами.
Модели же лишь помогают перебрать варианты, но они не предоставляют готовое решение. Если делать все исключительно в ИИ –то будут уродливое сфабрикованное нечто (мало того, что уродливое, так еще и вторичное). Нейронка помогает осуществить дорогостоящую задумку
Реализовать свою задумку с космическими ценами на художественные материалы, музыкальные инструменты или ткань довольно трудно. В таком случае ИИ – ваш главный помощник.
– Это очередной инструмент для развития креативности и доступности для тех, кто не имел/имеет больших финансовых возможностей, – подмечает Андрей.
Больше трех лет он занимается внедрением AI-контента в творчество и бизнес. Да, «паразитирующих» авторов, по словам музыканта, много: но ведь именно благодаря использованию ИИ как инструмента мы на просторах интернета обнаруживаем огромное количество талантливых художников, которые с небольшим бюджетом могут воплотить свои идеи в реальность.
– Идея сделать клип [Стереополины] появилась у меня еще в 2018 году, но тогда его реализация была невозможна: песня была малоизвестна, бюджет требовался большой. В 2025 году я впервые увидел сгенерированные в ИИ видео. Они были настолько реалистичны, что даже мне показалось, что это реальная съемка. Тогда я понял, что в ИИ можно реализовать свой проект. Стоимость «Пьеро», если бы это была реальная съемка – несколько миллионов. Главный же расход при работе с нейросетями – подписка, – рассказывает Арсений.
Кроме того, нейронка может помочь решить бытовые и технические задачи. У экспертов разные мнения насчет использования ИИ, но одно все отметили точно: он помогает при автоматизации процессов. Арсений может работать без команды, Алина оперативно обозревает главные тренды, Гульнара «за» применение ИИ, когда дело касается «серийной анимации» (то есть быстрого производства). В «Союзмультфильме», по ее словам, генеративные инструменты используют при проверке гипотез для создания анимации новых персонажей, оптимизации и ускорении рендеринга, генерации окружения и упрощения процесса озвучки персонажа. Художник при этом тратит намного меньше ресурсов. А все, что создано в ИИ в СМФ – все равно так или иначе контролируется тем, кто задает промт.
ИИ обезличивает автора… Или нет?
Знаменитый режиссер Гильермо дель Торо, конечно, заявил недавно, что «лучше умрет», чем будет использовать нейронку в работе. Но общественность, подхватившая эту фразу, вырвала ее из контекста: он боится не столько поглощения роботом искусства, сколько человеческой, «естественной» глупости.
Все есть яд, и все есть лекарство, как завещал Парацельс. Современная рыночная система и общественные настроения превращает ИИ, скорее, не в инструмент, а в орудие убийства. С каждым годом все больше контента переходит из категории «качественное» в «количественное». И активное взаимодействие с нейросетями только ускоряет этот процесс.
Большая часть сгенерированного контента на просторах интернета – мусор, чтобы улучшить трафик. Наверняка вы видели каналы, на которых голос с очень странной человекоподобной интонацией, вызывающей ощущение зловещей долины, рассказывает о египетских пирамидах или Бермудском треугольнике. Все это – фастфуд. Он не имеет отношения не только к искусству, но даже к ремесленному делу.
– Вопрос не в том, обезличит ли ИИ искусство, а в том, останется ли у автора голос, – рассуждает Арсений Кузнецов.
Роксана Насенова считает, что повсеместное использование ИИ в творческой среде приведет к ускорению кризиса смысла. По ее мнению, система, в которой сейчас существует художник, порождает не новых творцов, а «поставщиков данных».
– Искусство уже давно существует в логике рынка, теперь алгоритмы доводят её до абсурда. Нейросеть обучается на нашем прошлом, но капитал заставляет её производить новое. В итоге получаем не будущее, а бесконечную симуляцию существующих опытов, то есть реплику реплики. Если не вернуть себе контроль над средствами творческого производства, то мы превратимся в пролетариат воображения, работающего на чужие сервера, – говорит дизайнер. Сама же она использует ИИ только как технический инструмент.

У Александра Шагулина прогнозы несколько иные:
– Эта цифровая крепость, конечно, будет разрушена и очень скоро наступит ренессанс искусства, созданного от начала и до конца человеком. Ручное в век технологий будет стремительно дорожать: вполне возможно, что искусство сместит фокус внимания с содержания на форму – и за это мы ещё скажем спасибо нейросетям.
Алгоритмы и нашествие контента в духе теории «мертвого интернета», по мнению многих творцов – результат того, как устроен рынок. Если большая часть людей ценит много контента – невозможно избежать снижения качества. В итоге мир пресыщен одноразовыми картинками, песнями и текстами. Если же станет больше цениться человеческий вклад – возможно, технологии только усилят способности художников и откроют им новые горизонты. Найдется больше времени на выстраивание драматургии, на интересные композиционные решения и, наконец, на себя (а умственный ресурс тяжело восполнять).
Забастовки в Голливуде, беспокойства в залах на форумах, связанных с продвижением ИИ – все это не беспочвенно. Мотивация создавать творческий продукт теряется, когда авторское право защитить все тяжелее и тяжелее. Один из современных сценариев решения такой проблемы – изменения правил денежного вознаграждения. Создателям произведений должен, по идее, возмещаться ущерб за то, что их наработки используют в ИИ.
В нейросети нет «божественной ошибки»
Мнения многих экспертов сошлись в том, что во многом искусство нейросети – безэмоциональное. В нем нет жизненного опыта, эмоционального интеллекта, культурного и исторического багажа. ИИ может сымитировать грусть или радость (и это мы уже как-то наблюдали в фантастическом фильме «Она»), но по факту машина не способна чувствовать.
– Ни один ИИ не сможет заменить чуткость, эмпатичность и эмоциональный интеллект человека, его умение создавать и созидать, – считает Алина Путилина.

По ее мнению, мода рождается из человеческих переживаний, боли, восторга и протеста – это все недоступно алгоритмам машины, и вряд ли когда-то будет.
– Самая большая беда нейронок – они запрограммированы сделать все идеально, довести до некого предела совершенства. При этом вся душа настоящего произведения искусства всегда в так называемой «божественной ошибке». Она при всем желании не сможет появиться по промт-запросу, даже самому ловкому, – уверен Александр Шагулин.
Но вернемся к самому началу статьи. Как вы думаете, кого заменит по итогу ИИ? Всех творцов или часть из них? Или вообще никого, и на смену всем нашим переживаниям, сомнениям и страхам придет настоящее, «подлинное» искусство?
Никто точно не может это предсказать. Но однозначно стоит озадачиться людям, которые делают из творчества «сфабрикованный» продукт, рассчитанный в первую очередь на широкий охват, и не оставляют за этим ни грамма авторского взгляда. Мы говорим не о тех, кто занимается ремеслом (например, играет на инструменте, а не сочиняет). А лишь о тех, кто хочет быстрого результата в творческой среде за очень короткий срок. Помните: резкий взлет никогда не обещает мягкое падение (а скорее напротив).
Популярное
Можно ли унаследовать любовь к спорту? Миф о «спортивных» генах
Привычка пропускать спортзал — это оправдание собственной лени или наследственность?
Топовые мировые режиссеры в маркетинге: реклама, которая выглядит как кино
Разбираем ролики от Йоргоса Лантимоса, Уэса Андерсона, Спайка Джонса, Тайки Вайтити и Гаспара Ноэ.
Верхняя одежда, которая будет в тренде этой зимой: где её искать?
Разбираемся, какие модели будут греть нас зимой 2025–2026 и где их купить — от массмаркета до middle-сегмента.
Бьюти-процедуры, которые нужно сделать перед Новым годом
Встречаем 2026-й во всеоружии.




