соцсети

Автор фото: соцсети

Автор материала: Денис Фокин

10 October 15:00

Архитектура как искусство: почему остановки бывшего СССР были арт-объектами

Это настоящие шедевры на обочинах. Необычные архитектурные решения эпохи Союза с историей, концепцией, фантазией и душой.

Сегодняшние остановочные комплексы стараются делать либо однотипными, чтобы они не выбивались из утверждённого генпланом внешнего вида города, либо высокотехнологичными. С кондиционерами, банкоматами, хабами для подзарядки гаджетов и тому подобными излишками. Со всем, чтобы ожидание общественного транспорта сделать максимально удобным. Во времена СССР остановки выполняли одну единственную роль — обозначали саму остановку, место, где автобус высаживал и собирал пассажиров.

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

От жары, холода, дождей и ветра они едва ли спасали. Часто это были просто сваренные между собой куски железа и наспех приколоченная лавка (такие сохранились до сих пор в деревнях и сёлах, номинально и фактически удалённых от взглядов чиновников), ещё чаще — типовые проекты для всех городов (назывались они «Нева», «Волна» или не имели названий): добротные, с использованием настоящего железа и инкрустированные натуральным деревом, а не прессованными опилками или пластиком, потому стоят на своих местах и в наше время в небольших городах и весях, как будто вечные. Но бывали прекрасные исключения, часть из которых до наших дней не сохранилась, другая часть, наоборот, охраняется от разрушений.

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Почему необычные остановки появлялись в городах СССР? Точного ответа нет, но есть мнения.

Версия номер раз. Страна застраивалась по типовому проекту — «сталинки», «ленинградки», самые распространённые «хрущёвки» лишали города уникальности и непохожести. Министерство транспорта давало чуть ли не единственную возможность для буйной фантазии (богатство и роскошь станций московского метро эту теорию подтверждает). Остановки проектировались архитекторами, художниками и инженерами как в центральных институтах, так и на местах, но с адаптацией под культурные и метеоособенности региона. Или остановочные комплексы изготавливали на местных заводах, их устанавливали только в одном регионе и по одному проекту.

Версия номер два. Студенты и выпускники архитектурных институтов должны были где-то набивать руку и оттачивать мастерство, но партия не доверяла молодёжи проектирование больших зданий. Поэтому малые архитектурные формы очень пригодились — остановки, созданные по эскизам начинающих мастеров, появлялись во многих уголках Союза.

Советские автобусные остановки начали строиться массово в эпоху застоя при Брежневе. Сеть общественного транспорта, особенно в регионах и на междугородних трассах, активно развивалась, соединяя понатыканные всюду с начала века колхозы с райцентрами, и место ожидания этого транспорта нужно было обозначать. Молодые специалисты, освобождённые от жёстких норм жилого или промышленного строительства, проявляли фантазию и экспериментировали. Футуризм, фольклор, фантастика, геометрия, лаконичность, абсурдность, природа, космос — всё это нашло отражение в их макетах.

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Версия номер три. Яркие остановочные комплексы должны были разукрасить неприглядную действительность неотличимых друг от друга жилых массивов. Что касается материалов, то всё было просто, доступно и по-советски практично: в ход шли кирпич, бетон, дерево, железо, а украшала всё это мозаичная плитка (альтернативы просто не было). Но именно в этом и проявлялся талант начинающих и продолжающих авторов, которые из самых скромных ингредиентов создавали формы и декорации, которые удивляли и запоминались, с любовью к геометрии, природе, народным мотивам.

Найти какую-либо информацию об архитекторах, авторству которых принадлежат те или иные остановочные комплексы, практически невозможно — во времена союзного государства за это отвечали коллективы, а не один человек. Исключение составляют, пожалуй, только работы Зураба Церетели (наверное, благодаря тому, что автор стал широко известен и был чуть ли не придворным в начале нулевых зодчим). Дипломные проекты молодого на тот момент скульптора можно увидеть в наше время в Абхазии — всего девять остановочных комплексов разбросаны по курортным зонам и выглядят очень по-южному, ярко и необычно (и нефункционально).

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Всю красоту остановочных павильонов бывшего СССР попытался зафиксировать и передать канадский фотограф и путешественник Кристофер Хервиг. Он ездил по республикам бывшего Союза, собирая материалы, и выпустил два фотоальбома Soviet Bus Stops, а в 2023 году вышел его документальный фильм, где виды остановок дополнены их историями.