loon.site

Автор фото: loon.site

Автор материала: Ольга Некрасова

05 September 09:00

Никаких guilty, никаких pleasure: когда мы перестанем ругать доступное и дешевое

Почему все недорогие вещи вызывают осуждение общества?

Эстетика – это ценник. Вино из дорогого бокала вкуснее, чем из хрустального бабушкиного сервиза. Рубашка, скроенная в ателье, носится лучше, чем футболка с черной пятницы массмаркета. Стриминговая платформа проигрывает баснословной сумме за пластинку любимой группы из лимитированного тиража.

В этом всем есть смысл. Ни для кого не секрет, что иногда за качество можно и нужно платить. Но всегда ли это разумная трата? Насколько это наше личное желание, а не устаревшая социальная установка?

Цена слова «дешевый»

Все «дешевое» носит негативную окраску. Маркетологи и копирайтеры боятся этого слова как огня. Так характеризуют пошлую шутку, неискренние чувства или плохо скроенную одежду. Если же немного углубиться в этимологию, можно выяснить, что «дешевый» – это производное от «десити» (сторговаться, направить). И в дореволюционную эпоху оно в нашей стране имело не такое мрачное значение. Даже «дешевкой» называли не что-то пустое и бессмысленное, а вполне себе конкретные вещи – дешевые гостиницы, удешевленное вино или сделку на базаре.

Бросовым все «дешевое» стало относительно недавно. Повлияли социальные, культурные и экономические факторы. Формировать его образ помогали рекламные кампании, речи публичных людей и разные виды искусств. В нашей стране это случилось чуть позже.  

Ближе к концу 20-го века, когда произошел резкий переход от дефицита к изобилию товаров, ценник стал правом на голос (или его отсутствием). И «бюджетным», «дешевым» прослыло все то, за что людям должно быть стыдно. Появился «товарный» культ – чем больше у тебя денег, тем ты круче (хотя иногда такой корреляции грош цена).

В последние несколько десятилетий культ достиг каких-то невероятных масштабов – люди берут в кредит квартиры, машины и брендовую одежду, чтобы просто покрасоваться на фото и добиться уважения окружающих. У некоторых возникает проблема, связанная с тем, что они не могут развлекаться без денег. Каждая прогулка у таких товарищей сопровождается обязательными вылазками в кофейню или ювелирный магазин.

Спрятанные «позорные» кружки для чая перед приходом гостей и пылящиеся в шкафу сумки из секонд-хендов – следствие такого подхода к оценке человека сквозь призму денег. Желание показаться богаче, чем ты есть на самом деле – тоже.

Дешевое – это неэлитарное. Простыми словами: постыдное. Массовое, доступное. То, за чем неинтересно охотиться. То, что не прослужит долгой службы. То, к чему не хочется себя причислять. Хотя у нас есть и китч, и поп-арт, и искусство граффити, и много чего, что было изобретено для масс и этими же самыми массами.

Автор фото: loon.site

За дешевое и доступное приходится платить стыдом

Автор фото: loon.site

Страх дешевого – это страх быть изгнанным из своего социального круга. А еще, если ты любишь доступное, массовое и дешевое, тебя могут счесть не очень образованным и осведомленным. Признак вкуса тесно переплетен с наличием денег.

Выражение guilty pleasure (предосудительное, постыдное удовольствие) связано чаще всего со всем массовым, а значит – дешевым. Мы прячемся от бульварных романов, второсортных драм, простых и легких песен. От всего, что ассоциируется с некачественным, неэлитарным и прочим не. Отчасти в нас культивировало чувство стыда не столько содержание вещей из разряда guilty pleasure, сколько их стоимость.

Одна из немногих сфер, которым удалось выбиться из стыда во что-то интересное и положительное – секонд-хенды. Если раньше люди украдкой высматривали что-то на их полках, то сейчас с гордостью (стократно умноженной, если вещь еще и брендовая).

Только в последние годы чаще публичные личности стали заявлять о том, что они носят небрендовую одежду, едят еду из супермаркетов и ездят на общественном транспорте. Конечно, это продукт моды, и на самом деле отчасти желание быть «ближе к народу». Но в целом благодаря такой тенденции люди стали реже стыдиться того, что им на что-то не хватает денег или они не готовы платить просто за бренд.

Стоит ли стыдиться?

Мы выяснили, что стыд за дешевое – это не личный недостаток или черта характера, а скорее следствие системы, в которой мы воспитаны. Доступность считается недостойной, красота – привилегией.

Скупать все дешевое – не самая лучшая идея. Но лучше относиться более бережно к кошельку, и не идти на поводу у рекламных кампаний, которые твердят, что нам обязательно нужен новый оверпрайс-блеск от суперзвезды мирового уровня или кофейный стаканчик.

Помните о том, что для кого-то дешевизна не стыд, а контркультурное высказывание. Для художников, которые создают революционные работы. Для дизайнеров, которые не боятся экспериментировать с недорогими материалами. Это не значит, что нужно пить из чашек, склеенных из мусорных пакетов и взять аскезу на маркетплейсы. Просто нужно чуть бережнее относиться к себе и не так сильно себя ругать.

Дешевое (или бюджетное, или более доступное) может быть просто признаком того, что человек не особо интересуется вещами. Цена чего бы то ни было не должна отражаться на самооценке.