Данил Фурс: «Разрешайте себе говорить неприятности тем, кому хочется»
В эксклюзивном интервью для GALA один из топовых российских стилистов рассказал о работе с Кариной Мурашкиной и о том, как сформировалось его творческое видение.
Данил Фурс - московский стилист и арт-директор. Его имя сегодня на слуху в московской фешен-тусовке. Работа молодого человека стала заметна широкой общественности благодаря сотрудничеству с узнаваемыми артистами и медийными личностями - среди них Ира Горбачёва, Карина Мурашкина, Zivert, Ида Галич, Маша Миногарова. При этом Данил ведёт подкаст «Без пафоса», где делится закулисными историями модной индустрии и показывает её живую, человеческую сторону.
В разговоре с GALA он вспомнил о своём решении перебраться в Москву, порассуждал о том, что стиль может быть как врождённым даром, так и результатом внутренней работы, и выделил три ключевых действия для тех, кто хочет выстроить собственный узнаваемый имидж.
— Вы из небольшого населенного пункта. Расскажите подробнее о нем и о том, как перебрались в Москву.
— Я из очень маленькой деревни Алтайского края, село Балыкса. Это деревня в тайге. Там, наверное, человек сто сейчас осталось или даже меньше.
Там началось мое творчество. Я фотографировал свою двоюродную сестру на фоне бабушкиных ковров. Красил ее, причесывал. Даже делал из старых книг сумки: обшивал их, декорировал.
Перебрался в Москву легко, в Алтайском крае я решил не оставаться. Это было тесно для моих амбиций и решений. Тем более я это понял, когда захотел заниматься модой и работой в шоу-бизнесе.
В девятнадцать лет я приехал в Москву. Увидел эту жизнь и понял, что город мне близок. Москва – самое любимое место на Земле. Здесь я по ощущениям родился. В Москве мне ментально комфортно, и я шел за своим комфортом.
— Как ваши близкие отнеслись к переезду в столицу?
— Скептически. Никто не верил и не понимал. Уклад жизни людей, живущих в деревне, понятный. Это определенный сценарий, в котором они живут. Когда видят другой, то у них это, конечно, вызывает странные ощущения. Только когда ты добиваешься определенных социальных успехов, все становится ясно.
— Вы говорили в своем телеграм-канале, что выросли на разных шоу о моде, в том числе и на культовом «Топ-модель по-американски». А что вы думаете о подобных проектах в современном контексте?
— Есть такая прекрасная фраза: всему свое время. Сейчас время клипового мышления и быстрых впечатлений. Следить за людьми, которые живут в четырех стенах и трансформируются в модель, уже не так актуально.
Мы в быстром формате наблюдаем за своими кумирами. У всех же есть социальные сети. Раньше все смотрели «Фабрику звезд» и были счастливы от того, что наблюдают за молодыми людьми, которые живут вместе, пишут песни, взаимодействуют с артистами.
— Какие три личностных качества необходимы человеку, который хочет попасть в фешен-индустрию?
— И фешен, и медиа – довольно токсичные сферы, где все по своему психотипу нарциссы и истерички. Они хотят быть звездами – это нормально. Отсюда большая конкуренция. Если вы хотите связать свою жизнь с модой и медиа – будьте готовы, что уровень токсичности будет высоким. Вам нужны такие качества, как стрессоустойчивость, мотивированность и гибкий ум. Если вы просто будете думать, что вы хорошенький и этого достаточно, – вы на себе поставите точку.

— Раньше вы были фотографом. Расскажите побольше о том времени.
– У меня не было ни техники, ни знаний – только подержанный фотоаппарат с «Авито» за 15 тысяч рублей, на который я копил год. В Алтайском крае так: если у тебя он есть – ты уже фотограф. А если ты еще и свет какой-нибудь базовый ставить умеешь – суперфотограф.
Изначально я ехал и в Москву как фотограф. Я еще тогда не думал о стилизации. Но, оказавшись на площадке в качестве ассистента стилиста, я понял, что на это все нужны деньги. Я думал, что не буду фотографом, потому что у меня на это нет средств. Логика была такая: если нет техники – тебя не заметят. Оказывается, нет. Сейчас у меня новый фотоаппарат, и я решил, что в этом году надо снова начать делать то, что я люблю, – фотографировать.
И я тысячу раз разговаривал с коллегами по цеху фешен-индустрии: стилистами, фотографами, гафферами, арт-директорами… И все сказали мне, что неважно, понимаешь ли ты, что такое ISO или как настраивать выдержку. Важно твое видение.
— То есть переход от фотографии к стилизации у вас был продиктован технической стороной, нежели творческим порывом?
– Много факторов было. Не только мое безденежье и плохое понимание технической стороны. Это отсутствие знаний, понимания работы на площадке. И, конечно, страх. Я подумал, что умею вроде бы переодевать людей – практика есть, хотя и совершенно непрофессиональная. Так и начал стилизовать.
— Вы говорили, что перед встречей со своим клиентом всегда проводите тщательную подготовку. Можете подробнее рассказать, что в нее входит? Это универсальная схема или она меняется в зависимости от клиента?
– Под каждого клиента я подстраиваюсь. Люди разные. Для того чтобы с ними взаимодействовать, нужно научиться слышать, что они хотят. И если вы работаете на постоянной основе с этим человеком – это про систему и последовательность.
— Чувство стиля - это врождённое или его можно приобрести?
– Есть разное чувство стиля. Есть люди-новаторы – они ведут других за собой. Это, наверное, врожденное. Но это очень тонкий момент, на эту тему можно дискутировать. Что я понимаю точно – так это то, что если ты родился с чувством стиля, ты можешь его потерять, если не будешь тренировать. Это как мышцы. Таких людей с врожденной чуйкой довольно много. Если у человека вкуса нет, но есть огромное желание научиться, то он победит того, у кого он врожденный, но не натренированный. Это факт.

— Вы работали с известными артистами: Ириной Горбачёвой, Кариной Мурашкиной, Zivert, Идой Галич. С кем еще хотели бы поработать?
– Ни с кем. Я работаю с молодыми ребятами. И я это делаю, если что. Помогаю молодым артистам создавать визуал для их музыки. У меня закрыта потребность работать со звездами. Думаю, в какой-то момент это откроется снова – но пока нет. Когда человек горит своим делом, у него вырабатывается совершенно другая энергия. А я энергию очень тонко чувствую. Мне она важна. Как показывает практика, когда вы на творчестве – вас несет. Здорово, когда и условия контракта, и чистое творчество совпадают – и у меня, слава богу, так тоже было. Но это не всегда так.
— А как вы думаете, как в музыкальной индустрии обстоят дела со стилем у артистов? Если сравнивать с западной индустрией – тот же зеленый цвет вознесли в культ после выхода альбома brat у Charli XCX. У нас такое есть?
– Такого нет, к сожалению. Потому что нет индустрии такой, как на Западе. Все это связано с временем. Там у людей есть опыт и история. У нас он пока очень маленький – и история очень маленькая. Пока она у нас зарождается и формируется. Но ключевое слово – «пока». Хочется, конечно, чтобы визуал был сильнейший. Чтобы артисты продумывали свои образы на выступления и выходы на публичные мероприятия. Из таких первой я вспоминаю Катю IOWA. Человек сильно заморачивается, делает это все со своей командой – круто! Но пока это точечные моменты в нашей индустрии.
— На ковровых дорожках наряды наших звезд часто кажутся публике нелепыми или неудачными. Как вы думаете, в чем причина, если сегодня существует так много специалистов, способных создать удачный образ?
– Не могу говорить за всех звезд. Но я заметил, что есть у многих страх быть непонятым своей аудиторией. Я верю в лучшее, что это изменится. Новое поколение арт-директоров, продюсеров, стилистов, визажистов могут направить на дорогу риска.


— Какие стереотипы или мифы о работе с Кариной Мурашкиной вы можете опровергнуть? Часто встречаюсь с комментариями, что с ней тяжело работать.
– Ответ будет краток. Первое – я не слышал ничего подобного о Карине. Второе – классно, что пишут. Пускай пишут. Чем больше – тем лучше. Работать с Кариной очень круто. Я благодарен ей за то, что могу на ней показать тот стиль, который никогда не вышел бы на улицы города.
– Кстати, по поводу выходов на улицу. Вы, наверное, часто в силу того, что стилизуете, замечаете, как одеваются люди. Какие самые очевидные ошибки в образах?
– Мне точно нравится в наших людях то, что мы любим наряжаться. Ошибок я не замечаю каких-то явных, странных, потому что я могу считать что-то ошибкой, а человек – чем-то гениальным. Не мне судить, кто я такой, чтобы давать какую-то оценку?
— Кто из российских звезд самый стильный? Имею в виду не тех, у кого классные стилисты, а именно личный вкус.
– Честно, я практически ни за кем не слежу, мне просто сложно сказать. Не знаю, не могу ответить на этот вопрос. У меня нет списка таких людей.
— Что для вас было первым личным успехом?
– Когда Карина Мурашкина вышла на VK Fest впервые и моя работа была замечена. Потом еще Александр Рогов взял ее образ в разбор луков звезд.
– Давайте поговорим о вашем подкасте. Как вообще зародилась идея его создания?
– У меня есть канал, он называется FURS. Там показываю жизнь стилиста. Ничего не романтизирую. Подумал, что нужно что-то еще. Мне моя коллега однажды говорит: «Давай мы что-нибудь вместе сделаем?» Я говорю: «Давай».
Я лежу ночью, у меня завтра съемка, мне нужно придумать название. И в один момент мне в голову приходит: «Без пафоса». Звучит кратко, свежо и прикольно. Там, где я работаю, среда обычно пафосная. Все нарциссичные, молодые, красивые, озорные и смешные, но, как говорится, «на кислых щах». Мне же захотелось рассказать людям о том, как устроена творческая среда и фешен-индустрия без масок.
Это обычные люди, у которых есть проблемы, переживания. Они тратят большие деньги на проекты. В моем же подкасте они рассказывают о своем пути. И там не только люди из мира моды, но и люди из разных сфер. Музыканты, блогеры, сценаристы, актеры, писатели – и так далее. У меня была Катя KIKI – молодая артистка, с которой я работаю. Был стилист по волосам – Никита Косых, который работает с Юлией Zivert. Он участвовал в грандиозном шоу на «ВТБ Арене». Было 35 тысяч человек!
Иногда люди даже сами просятся в мой подкаст. Это приятно. Дико меня мотивирует на то, чтобы еще больше делать и выпускать. Мне нравится болтать, разговаривать, задавать вопросы - в том числе и неудобные, - и я чувствую себя в своей лодке.
– Это в основном ваши знакомые?
– Конечно. Когда вы создаете творческий продукт, не имеющий первоначально никакого потенциала, средств и большого продакшена, вы берете тех, кого лично знаете. Я могу позвать большого артиста, но знаю, что будет отрицательный ответ. Я реалист. Но всему свое время.

– Кстати, о неудобных вопросах. Вы дружите с Овечкиным. Как относитесь к обвинениям в его адрес от Инстасамки? Вы разговаривали с ним об этом?
– Я, на самом деле, очень бережно отношусь к информационному потоку. Не подписан фактически ни на один телеграм-канал. Только на несколько – просто потому, что люблю и уважаю этих людей и за ними искренне интересно наблюдать. Поэтому я об этом слышал, но не понимаю, что за ситуация. Я как раз улетел в Казань, когда это все произошло. И это было не в моем, слава богу, информационном поле. Ко всем грязным скандалам отношусь скептически. Ведь всегда нужно иметь точку зрения не одну, но и вторую. Мне не надо об этом говорить, у меня нет никаких доказательств. Это серьезные заявления.
– В последнее время вообще все большее количество людей вводят практику «информационного детокса». А как вы себя сохраняете, не утопая в информационном потоке?
– Я не могу сказать, что каждому нужно сузить свое инфополе. Каждый человек решает сам. Хотите смотреть на то, как кто-то дерется, или на животных – пожалуйста. Я просто давно знаю, что такое информационный шум. Прекрасно когда-то сказала Грановская, доктор психологических наук: вы же знаете, что нужно купить картофель и морковь. Вам это никто не рекламирует. А все, что вам не нужно в жизни, вам будут рекламировать. У меня даже есть такое правило: когда вылезает реклама, я убираю звук сразу же. Либо закрываю экран рукой. Либо переключаю, если есть такая возможность. Это лишняя информация, которая осядет у меня в голове. Я трепетно к этому отношусь.
— Узнают ли вас на улице? Начинаете пожинать плоды популярности?
– Да, узнают. На самом деле, я думал, что ощущения от таких ситуаций будут меня переполнять или вызывать во мне какие-то невероятные чувства. Но оказывается, что это столкновение детских ожиданий и реальности. Оказывается, что это просто приятные ощущения и искреннее чувство от людей и от меня к ним, и не более того. Узнают и приятно. Я искренне рад. Это нормальная часть моей работы.
— Кто из фотографов или стилистов вас вдохновляет? А из дизайнеров?
– Значимой фигурой для меня в какой-то степени является российский фотограф Дамир Жукенов. Он, конечно, великолепен.
– У него снимки очень гротексные, мистические. И в ваших работах я это тоже заметила. А-ля «тим-бертоновский».
– Да, это правда. Это моя ДНК. Я обожаю клоунаду, цирк, театр. Вообще люблю искусство в глобальном смысле. Недавно меня, например, впечатлила картина потрясающего художника - Монтегю Доусона. Она сейчас стоит у меня на заставке. Маринист. Потрясающий. Я люблю такое изучать, хотя совершенно ничего не знаю об искусстве. Я полный ноль. Но мне интересно. Люблю детали, люблю читать много книг по искусству. Хотя, конечно, я их листаю и не все запоминаю (смеется).
Поэтому у меня и прослеживаются в образах крупицы искусства. Я обожаю парики. Очень люблю эстетику смерти – мне нравятся вампиры, дракулы. Люблю мистику, бледную кожу, болезненный вид. И мне нравится проявлять это в своих образах. Крайний раз, когда я это сделал, был на «Позавчерашних новостях» Маши Миногаровой и Карины Мурашкиной. У них было три образа, в одном из которых были парики с ногтями, dark-макияжем. Прям ведьмы получились. И в этом я чувствую себя максимально органично. Я ликую, когда такое создаю.


– А как вы думаете, почему у вас сформировалась такая любовь именно к этой эстетике?
– Нет ответа, есть только гипотеза. Я думаю, это что-то врожденное, по типу «мне нравится белый цвет». Почему? Да вы сами не знаете, почему он вам нравится. Потом уже мы начинаем придумывать этот символизм – «он меня успокаивает», «это цвет свежести, богатства». Но я думаю, это врожденное. Я с детства смотрю фильмы ужасов. «Ван Хельсинг» я пересматривал 10 тысяч раз. Это такая красота в плане костюмов, света.
В детстве, когда я вообще маленький был, 8−9 лет, увидел у своей одноклассницы кассету. Мы сидели с ее братом в темноте и смотрели. И я, конечно, был впечатлен. Я не увлекался ни модой, ни фотографиями. Был просто очарован этой красотой.
– Как тогда выглядит ваша работа – вы подстраиваетесь или к вам идут за вашим видением?
– Всё индивидуально. Это точно. Конечно, приходят за моим видением. За свежим взглядом, как мне говорят. И я сейчас точно скажу, без кокетства: я делаю стандартные, понятные луки. В моих глазах это обычно. Но, конечно, так как я работаю с людьми, у меня есть понятие клиентоориентированности. Это один из важнейших факторов. Я умею подстраиваться под ситуации. Если это, например, мама, домохозяйка, которая не хочет быть супермодницей, – это один запрос. С Кариной Мурашкиной – медийным лицом, блогером, телеведущей – другое.
Под каждого я подстраиваюсь, но всегда вношу свою ДНК. Это тонкая игра, не знаю, как ее объяснить. Этому нельзя научить. Можно только на практике понять самому. Меня никто этому не учил, мне никто не рассказывал и не давал информацию. Это все интуитивно происходит.
— Я читала как-то, что некоторые стилисты ориентируются даже на какие-то астрологические или эзотерические штуки. Что вы на этот счет думаете?
– Я обращаю внимание на людей, а не на глупости. Вот, это точно. Поэтому я даже не знаю, что тут сказать. Если вам реально помогают цифры, вам помогают знаки, окей, хорошо. Мне не помогает.
– Когда и за что в последний раз вы себя хвалили?
– Вот выступил на REAKTOR в Казани. Пришел после выступления к себе в номер и подумал: «Какой я большой молодец, что смог это сделать».
– Вы сталкивались с синдромом самозванца?
– Вы знаете, у меня нет ответа. Если бы он был, я бы им поделился. Но у меня есть предположение. Когда я зашел в номер и снял туфли, я думал: «Я на своем месте сейчас». Ключевой момент: сейчас. Я чувствую себя нужным, а это самое важное. Когда я нужен – мне море по колено. Даже двум, даже пяти людям. Это один из способов, как справляться с синдромом самозванца. Маленький секрет, которым почему-то многие не пользуются. Иногда этот синдром возникает, да. Я на эту тему мало размышляю. У меня нет времени. Не забиваю голову глупостями. Есть работа, я выбрал ее сам. Есть клиенты – я тоже выбрал их сам. Есть обязанности, время, дедлайны. Когда у тебя есть ответственность перед самим собой и перед многими людьми, тебе не до вопросов вроде «стилист я или нет».

– Много стилистов начинают с работы со звёздами, а потом создают собственные бренды. Планируете ли вы развивать бренд или другой бизнес в этом направлении?
– В данный момент таких планов нет. У меня, может, завтра все изменится, и я захочу создать свой бренд. Но это один из самых жутких бизнесов по трате твоего времени. Этим нужно только жить. И необязательно одежда. Может, это вообще будет кофеварка – стильная, модная и молодежная. Или картину напишу. Пока не знаю.
– А планируете ли вы запуск новых проектов в ближайшее время?
– Есть некоторые вещи в моей жизни, о которых я никогда не говорю. Это цели, мечты, личная жизнь. И проекты тоже входят в эту категорию. Я не говорю о том, что буду делать завтра, потому что меня так воспитали. Дедушка мой однажды говорил: «Не говори, если не можешь сделать». Поэтому не хочу говорить, если есть сомнения.
— Какие бы два или три совета для наших читателей вы бы дали как стилист?
– Первое: примеряйте одежду перед зеркалом. Даже то, что вам не нравится. Ищите то, что вам органично. Если вы чувствуете, что что-то не то – не надевайте. Себя не обманешь. Второе - никого не слушайте и носите то, что вам нравится. Красный цвет волос, тотал-леопард – все, что угодно. Третье: развивайте свою индивидуальность. Разрешайте себе делать добрые дела или говорить неприятности тем людям, которым хочется говорить неприятности. Ставьте личные границы, это влияет на образ вашей жизни. Разрешайте себе быть собой.
– Есть ли у вас какая-то фраза-талисман или то, что вы себе говорите постоянно, то, что вас поддерживает, ободряет, обнадеживает?
– У меня их так много, знаете, даже все не вспомнить. Первое, что пришло в голову: если не ты, то никто. Если это не ты сделаешь, то пойми, что никто не сделает. Никогда не изменяй себе. Вот такие первые две фразы, которые я вспоминаю. И еще есть такая: слезы - признак слабости. И нужно знать, когда плакать и при ком плакать. Это признак чувственности и красоты. Такая для меня очень глубокая фраза, потому что она появилась не просто так в моей жизни. Просто нужно понимать, что вы живете среди людей, и все люди хотят конкурировать, все хотят быть лучше вас, и, соответственно, как только человек видит вашу слабость, он в эту слабость ударит.
Популярное
Архитектура как искусство: почему остановки бывшего СССР были арт-объектами
Это настоящие шедевры на обочинах. Необычные архитектурные решения эпохи Союза с историей, концепцией, фантазией и душой.
Эксклюзивный фоторепортаж GALA со стритстайла на Неделе моды в Париже
Публика перед показами Chanel, Rick Owens, Maison Margiela, Miu Miu и Givenchy глазами фешен-фотографа Дилюсы Шайхвалеевой.
Владимира Высоцкого оживят с помощью технологий для иммерсивного шоу в Москве
Вместе с цифровой копией барда на сцену выйдут аватары Сергея Безрукова, Полины Гагариной, Сергея Шнурова, Леонида Агутина и Григория Лепса.
Данил Фурс: «Разрешайте себе говорить неприятности тем, кому хочется»
В эксклюзивном интервью для GALA один из топовых российских стилистов рассказал о работе с Кариной Мурашкиной и о том, как сформировалось его творческое видение.