kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор материала: Роберт Зарипов

28 October 09:00

Сериал «Оно: Добро пожаловать в Дерри» без Пеннивайза разочарует фанатов

Рецензируем долгожданный спин-офф культовых фильмов по Стивену Кингу от HBO, который получился глубже оригинала. Но есть нюанс.

Стивен Кинг уже давно считается одним из самых популярных и культовых писателей современности. Экранизации его произведений выходят регулярно, но «Оно» - лучшая франшиза. Самая большая загадка вселенной – кто же такой Пеннивайз на самом деле, какая у него история, как он появился, что конкретно было в другие временные промежутки охоты клоуна? На эти вопросы и решил ответить Андрес Мускетти (режиссер дилогии «Оно») в формате сериала, а на роль главного злодея, конечно, взял полюбившегося всем Билла Скарсгарда.

1962 год. Военный переезжает в Дерри вместе со своей семьей в тот момент, когда пропадает местный мальчик. В этот момент группа подростков из Дерри начинает свое расследование, чтобы найти друга. 

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Самый главный член команды – это Андрес Мускетти, который снимал дилогию «Оно». Он автор идеи, один из девяти сценаристов помимо Кинга и режиссер. Стивен Кинг, кстати, напрямую над проектом не работал, но одобрил идею, читал все материалы. Когда мастеру ужасов показали пилот, то он восторженно написал в своих соцсетях: «”Добро пожаловать в Дерри“ — это потрясающе. Первая серия ужасает». 

Как было и с фильмами – звездных актеров в касте нет, кроме Билла Скарсгарда в роли Пеннивайза здесь и в дилогии. Интересно, что он не просто артист проекта, а принимает довольно активное участие в создании сериала, в титрах указан как исполнительный продюсер. В главных ролях: Джошуа Оджик («Долгая прогулка»), Джек Моллой Лего («Три-Пайнс»), Аманда Кристин («Как избежать наказания за убийство»), Джован Адепо («Мизантроп»), Миккал Карим Фидлер («Леденящие душу приключения Сабрины»). Скорее всего успех они обретут после сериала, как это уже было с актерами из первого фильма. 

Перед тем, как разбирать сериал, нужно понять, что это вообще такое. Это не просто фильм «Оно», который продлили на восемь часов. Оригинальный роман Кинга вообще далеко не только про клоуна, который хочет убить детишек. В нем много социальной драмы, произведение обличает пороки общества, открыто говорит о проблемах, показывает жестокость детей и взрослых, расовую сегрегацию. В Америке из-за этого сильно критиковали роман. Это частый мотив у Кинга – то, что происходит в обычной жизни, страшнее всяких монстров. В фильмах этому тоже уделили внимание, но основной фокус был, конечно, на противостоянии детей и Пеннивайза. Сериал же исправляет это упущение. 

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Вот вам забавный факт: изначально Мускетти планировал делать проект вообще без клоуна. Да, сериал «Оно» без «Оно». Понятное дело от задумки быстро отказались, но этот замысел в проекте явно прослеживается. Например, Пеннивайза вообще нет в первой серии. Создатели, скорее, настроены рассказывать и показать, как и откуда появился монстр. Они, кстати, даже общались с Кингом на этот счет. Забавно, но писатель не смог ответить на многие вопросы, поэтому Мускетти с командой придумывали всё сами. 

В сериале немало схожестей с фильмом: та же группа подростков-аутсайдеров будет разгадывать тайны: они постоянно катаются на великах, им мерещатся кошмары. Но это не похоже на расширенную версию «Оно». Тут совсем другая структура персонажей. Их меньше, они появляются постепенно, с каждым из них мы знакомимся по очереди. И нет непонимания, как после просмотра фильмов: «Зачем так много действующих лиц, когда мы отличаем четырех из них?». Да и поведение детей изменилось, они стали умнее, логичнее относятся к тому, что происходит. Их поведению веришь больше, а соответственно и сопереживаешь сильнее. В сериале также есть прикольные отсылки: голоса пропавших детей в трубах, такие же кадры снизу и оторванная рука ребенка. 

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Одно из главных достоинств полнометражных фильмов – это великолепная съемка и яркие до омерзения сцены, особенно с Пеннивайзом. Здесь первая серия, на мой взгляд, выглядит даже лучше. Сразу бросается в глаза, что изменилась атмосфера. Вся картинка желтая, из-за этого она кажется ламповой, уютной и отдает стариной, что подходит проекту и задает подходящее настроение. И это ощущение контрастирует с атмосферой ужасов: очень много тусклых сцен, оператор Расмус Дж. Хейз («Чужак») не боится темных кадров и так создает необходимую среду обитания для персонажей.

Мизансцены у Андреса Мускетти намного сложнее, объемнее. Например, камера может следовать за одними персонажами по коридору школы, а потом внутри одного кадра переключиться на других героев, и зритель уже следит за ними. Такой прием часто использовался в сериале «Переходный возраст», который вообще весь построен на подобной съемке и выглядит шедеврально. Или еще характерное отличие: новая сцена никогда не начинает сразу с главных героев, камера всегда пролетит через пространство, покажет нам окружение, других персонажей, и только потом — протагонистов. Так мир кажется объемным и настоящим, зритель видит, что жизнь течет не только когда в кадре главный герой. До мелочей продуман саунд-дизайн: если персонаж рассказывает пугающую историю про случай на заводе, мы слышим звуки станков, крики, переламывающиеся кости. Это очень простое, но эффективное решение, добавляющее к погружению +100. 

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Как я уже сказал, в сериале больше социальной драмы. Во многом она раскрывается именно в линии военного, который прибыл в Дерри (по крайней мере в первой серии) – через него раскрывается тема травмы после корейской войны, расовых проблем (он темнокожий) и холодной войны. Кстати, отсылки на гонку вооружений СССР и США проскальзывают в мелочах на протяжении всего сериала. То на радио про это говорят, то в диалогах между персонажами. Кроме политики тут обсуждается еще и радиация от атомных испытаний, а также упоминают жизнь на Марсе. Возможно, создатели как-то намекают на происхождение Пеннивайза?

Про элементы классического хоррора тоже  не забыли, но в процентном соотношении их меньше, чем в фильмах. За первый час есть парочка небольших пугающих эпизодов и две топовые пугающие масштабные сцены, в том числе бережливо оставленная режиссером для клиффхэнгера. Эти хоррор-сцены также остаются довольно оригинальными и нетипичными, чем славились фильмы «Оно».

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

В современном мире, когда зритель привык, что в первый день выходят сразу несколько серий, ждать одну в неделю немного непривычно. Тем более, что она все равно вводная, знакомит с персонажами, вселенной. Но при этом в первом эпизоде хватает крючков, чтобы зритель ждал следующего эпизода. Но предупреждаю: многие фанаты могут остаться разочарованными, здесь меньше фансервиса: снизилось количество юмора, он сейчас более тонкий. А главное, за весь час хронометража зритель так и не увидит Пеннивайза: уверен, многие не простят создателей за такое преступление. Да и в целом здесь меньше ужаса, больше внимания и времени уделяется на раскрытие персонажей и описание социальных проблем. Пока сложно говорить о целостном впечатлении от сериала, но это точно заявочка на один из самых громких проектов года.