Александра Шестакова/GALA

Автор фото: Александра Шестакова/GALA

Автор материала: Ольга Некрасова

19 November 09:00

Прототип «Аватара», «Начала» и «Матрицы» - аниме. А вы не знали?

Рассказываем о японских картинах, по мотивам которых появились работы Вачовски, Кэмерона и Аронофски.

«Бар “Один звонок”», вышедший недавно на российских стримингах с Данилой Козловским в главной роли многим напомнил аниме «Парад смерти». Я не смотрела сериал, но только лишь по описанию тоже сразу подумала о «Параде».

Вообще, когда ты заявляешь, что какое-то европейское, американское или (в редких случаях) российское кино напоминает аниме - люди чаще всего крутят у виска. В нашей стране, безусловно, есть много поклонников японской анимации, но по факту - мало кто ей интересуется.

В российском кино так вообще вдохновение аниме - исключение, нежели традиция. Чего нельзя сказать об американском или европейском кинематографе: «Король лев», «Матрица», «Начало» - возможно, ваших любимых работ не появилось бы без японских художников.

Рассказываем вам о работах, первоисточниками идей которых вполне могли бы быть аниме (или ими и являлись). А вы берите на заметку. Особенно, если это ваши любимые картины, вы их засмотрели до дыр и хотите чего-нибудь новенького, но похожего.

«Матрица» и «Призрак в доспехах»

«Матрица» - аллегория платоновской пещеры. А еще симулякров и симуляций Бодрийара. Также она нас отсылает к концепции «квантовых двойников», по которой сходит с ума добрая половина Тик-тока. Праотец киберпанка - Уильям Гибсон, идеи которого в каком-то смысле повлияли на сюжет фильма. Продолжать можно бесконечно. Но, коль уж речь идет об аниме, поговорим о мультипликационной работе, которой вдохновились сестры Вачовски.

«Призрак доспехов» - культовая картина, где главная героиня - прототип Нео, тема иллюзорной реальности - центральная (ровно как и в известном голливудском фильме). Вачовски много раз открыто заявляли о том, что именно «Призрак» был источником для разработки визуального ряда, характера персонажей и общей сюжетной линии. Некоторые критики и киноманы даже называют «Матрицу» свободной интерпретацией детища Мамору Осии.

Автор фото: Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

В чем же они схожи и почему вам стоит уделить внимание первоисточнику, если вы ни разу его не видели? В обоих случаях это киберпанк. Лейтмотив - рассуждение о человеческом сознании и том, насколько оно отражает действительность. С точки зрения визуала и в той, и в другой картине преобладают мрачные, холодные тона (только в «Призраках» главный цвет - синий, а в «Матрице», естественно, зеленый). Некоторые сцены пересекаются между собой: например, пробуждение Нео очень сильно напоминает сцену в начале «Призраков», где главная героиня просыпается в цифровом мире.


Если у вас есть предубеждения насчет мультипликационных работ - эта явно сломает все стереотипы. Невероятно красивая картинка, музыка и проработанные персонажи - то, что каждому фэну «Матрицы» стоит увидеть.

«Начало» и «Паприка»

Я посмотрела горячо любимую мною «Паприку» еще задолго до того, как вообще узнала о чем нолановское «Начало». Их сходство для меня было явным в теории, но на практике я познала это совсем недавно, когда впервые увидела фильм с Ди Каприо.

«Паприка» - анимационный фильм 2006-го года. Здесь есть то, чего нет в «Начале»: больше сюрреализма, ярких красок и гиперболизированных деталей. Она непонятная, интригующая и полностью ломающая сознание. Сопровождает все потрясающий музыкальный ряд, отдаленно напоминающий цирковые шоу.

Кристофер Нолан утверждает, что никогда не вдохновлялся «Паприкой», и сценарий начал разрабатывать еще в колледже (задолго до выхода аниме). Также он неоднократно заявлял о том, что его фильм был согласован раньше, чем японское произведение. Сходства начали замечать кинокритики и поклонники творчества Нолана (а также те, кто любит «Паприку»).

Автор фото: Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Действительно, если поставить обе картины рядом - они очень похожи. И сходство здесь заключается не в главных героях и некоторых сюжетных поворотах, а именно в общей атмосфере. Невозможно не сравнивать сцены, где небо, здания, люди распадаются на тысячу осколков.

Здесь дело, скорее в том, что оба режиссера - и Нолан, и Сатоси Кон - вдохновлялись похожими источниками. Научная фантастика, футуристическая эстетика, некоторые философские концепции - всем этим они интересовалась оба.

«Аватар» и «Принцесса Мононоке»

«Принцесса Мононоке» - глубокая, проникновенная история о противоречивом мире, в котором сосуществуют человек и природа. Джеймс Кэмерон использовал идеи как из «Принцессы Мононоке», так и из «Призрака доспехов». Конфликт между технологиями и природой, характеры персонажей отсылают к героям Миядзаки.

Автор фото: Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Есть одна сцена, которая точь в точь повторяет «Принцессу Мононоке» - с ножом у горла. Почему стоит посмотреть первоисточник? Миядзаки - мастер передавать тонкие материи души через красивые визуальные и сюжетные метафоры. И «Принцесса Мононке» - работа, которая особенно хорошо это раскрывает и подчеркивает. По моему скромному мнению, в плане экшена, конечно, «Аватар» крут, но если говорить о самом содержании - «Принцесса Мононоке» тысячекратно глубже. И в этом ее главная ценность.

«Истинная грусть» и «Черный лебедь»

Даррен Аронофски как-то давным давно купил права на экранизацию «Истинной грусти» Сатоси Кона - культового шедевра японской анимации. В итоге он решил не экранизировать само произведение, и даже не видоизменять его, а… Просто использовать несколько сцен оттуда в «Черном лебеде» с Портман и невероятно тяжелой картине «Реквием по мечте».

Автор фото: Кинопоиск

Сами по себе эти фильмы очень тяжелые. И вы это знаете, как никто другой, если хоть раз пробовали их посмотреть. После окончания фильма в груди как будто просверлили дыру, и остается такое неприятное, зияющее чувство пустоты. Ровно такой же мрак показан в «Истинной грусти» - и это навряд ли какой-нибудь детский мультик. Порою даже забываешь, что на экране - нарисованные персонажи, и настолько проникаешься историей, что начинаешь невольно сам жить во всех этих декорациях и переживать ровно за то же, за что переживает главная героиня. Напряженное, в психологическом плане страшное и оставляющее неизгладимый след в сердце - такое кино «Истинная грусть».

Автор фото: Кинопоиск