kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор материала: Роберт Зарипов

11 October 15:08

Нуд(ж)ные «Хроники русской революции» — мыло или важный сериал?

На Start вышел сериал с Юрой Борисовым и Никитой Ефремовым от режиссера Андрея Кончаловского.

Любой проект с номинантом на «Оскар» Юрой Борисовым приковывает к себе внимание. Тем более здесь целый набор ярких актеров: Никита Ефремов, Евгений Ткачук, Александр Мизев. Снимает это один главных российских режиссеров, успевший поработать и в Голливуде, Андрей Кончаловский. Проект посвящен очень сложному, неоднозначному и интригующему периоду нашей страны. 

«Хроники русской революции» рассказывают про события 19051924 годов. Михаил Прохоров (Юра Борисов) становится начальником особо отдела полиции, который должен бороться против политических террористов. А в это время дочь известного генерала Ариадна Славина (Юлия Высоцкая без сырников в кадре) вместе с главой эсеров Лютером готовит новые провокации.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

У Кончаловского немало наград на всех главных кинофестивалях: Венеция, Канны, Берлин, Карловы Вары. Он работал с голливудскими звездами: Сильвестр Сталлоне, Курт Рассел, Эль Фаннинг. Сценарий вместе с ним писала Елена Киселёва («Воздух»). А генеральный продюсер киноромана — Алишер Усманов

Главное, что привлекает зрителя здесь — это очень крутой актерский каст. Но взять крутых актеров в проект — это полдела. Еще важно с ними хорошо поработать, найти общий язык, но Кончаловский справляется с этой задачей. Юра Борисов тут как и всегда хорош, но видно, что а тандеме с Кончаловским его игра еще убедительнее. Тем более, что и роль Михаила Прохорова позволяет раскрыть много граней его таланта. Как минимум, мы видим его в разных амплуа: начальник, подчиненный, душевный друг. И это помогает раскрыть весь эмоциональный диапазон.

Никиты Ефремова (Николай II) здесь не так много, и роль у него вроде не самая яркая, но очень точная. Он дает ровно то, что нужно сериалу. Получился неуверенный, не понимающий свою страну и должность царь. Ефремов в гриме удивительно похож на свой прототип.

А как же Юлия Высоцкая? Ох…переигрывание, странные ужимки, мимика. Хотел сказать, что лучше ей вести кулинарное шоу, а потом вспомнил, как она готовит… Давайте лучше уделим пару строчек Александру Мизёву (Лютер). У него довольно яркий, харизматичный, плутоватый персонаж. И он перевоплощается в него на все сто. Смотреть на сцены с ним — сплошное удовольствие. 

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Но главное актерское достояние «Хроник» — это Евгений Ткачук в роли Ленина. Во-первых, он очень похож на Ильича и совсем не похож на себя. Если бы не знал, кто его играет, то никогда бы не догадался. Мало того, что он здесь картавит, артист перенял еще походку, жестикуляцию. Я специально пересмотрел несколько архивных видеозаписей с Лениным и понял, что проделана действительно большая работа. Вдобавок еще и персонаж хорошо прописан: зритель понимает, почему вся страна пошла за Лениным, как он всех переиграл и уничтожил. 

Режиссер начал карьеру в кино за 12 лет до рождения моей матери. Кончаловский мастер старой закалки, который во многом плюет на современные стандарты. Это многих может отпугнуть, а я вижу в «Хрониках» какую-то романтику. На фоне нынешних проектов метод и стиль Кончаловского выделяется, выглядит нетипично. Например, сериал сразу же начинается с архивных кадров почти на две минуты. Сразу вспоминаются проекты из ХХ века или сериалы на «России 1» начала нулевых. Интересно еще, что в титрах «Хроники русской революции» указан не как сериал, а как фильм. Такой вот вайб СССР.

Еще одна забавная мелочь: в титрах перечисляются «Гример», «Пластический грим» и аж два человека, работавшие исключительно над гримом Юлии Высоцкой. На 111 актеров (именно столько числится в проекте) гримеров приходится столько же, сколько на одного кулинара. Вот что такое любовь.

Проект художественный, но очень связан с историей. Для передачи атмосферы здесь часто показываются архивные кадры. А чтобы ввести зрителя в курс дела, вступает рассказчик с исторической справкой. И если закадровый голос никак не раздражает, то частое появление фотографий начала ХХ века в какой-то момент начинает надоедать. И возникает логичная мысль: покажите нам эту локацию в реальности. Но, видимо, это слишком дорого. И здесь мы подходим к одной из самых главных проблем сериала, простите, фильма — показывают только интерьеры. Улицы, дворцы, панорамные виды, пролеты над городом — создатели забывают об этом напрочь, и из-за этого сильно страдает масштаб проекта. Ты как будто смотришь спектакль в записи. Если вспомнить недавнюю картину «Мастер и Маргарита», так там Москву первой половины ХХ века показывают довольно подробно, эти кадры запоминаются и создают образ места, ты веришь этому и погружаешься. В «Хрониках» мы увидим пару улочек, но это капля в море.

Автор фото: kino-teatr.ru

Из-за слишком необъятной цели показать 20 лет восстаний и революций есть еще один большой недостаток — сложно уложить сюжетный хронометраж в 16 серий. Поэтому мысль будет постоянно перескакивать, зритель из-за этого теряет нить происходящего. Хорошо было бы разделить сериал на пять сезонов, но, повторюсь, это непозволительно дорого. И Кончаловский выкручивался как мог, постоянно перепрыгивая с одного важного события на другое. 

Многие ругают проект за диалоги, мол, все говорят лозунгами. Во-первых, герои тут — это революционеры, которые постоянно выступают перед людьми. Это их профдеформация, они по-другому и не могут. А во-вторых, это все равно не так. Здесь довольно остроумные и яркие реплики. Многие цитаты хочется запомнить или записать. Нет мусорных диалогов, которые ни на что не влияют и заполняют пространство. К тому же немало шуток, причем довольно тонких, местами даже черных. Но проблема в том, что из диалогов состоит примерно 80% сериала. Здесь очень мало действий. 

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Добавим к этому еще и «медленную» съемку: нет никакого движения камеры, почти все статично. Изредка может мелькать панорама. И Кончаловский классно выстраивает мизансцены в кадре, расставляет актеров и задает им движение. Видно, что каждый шаг продуман и отрепетирован. Частенько встречаются довольно красивые кадры с хорошим ракурсом, глубиной и геометрией. Мне такое нравится, хотя это, безусловно, не особо современно. 

«Хроники русской революции» не похожи на современные сериалы, где много динамики, движа. Он довольно вдумчивый, построен по большей части на диалогах, хотя и присутствуют экшен-сцены. В проекте не очень легко разобраться, если вы не увлекающийся историей человек, иногда желательно даже залезать в открытые источники, чтобы все понять. У «Хроник» правда немало недостатков: несовременная режиссура, скучноватое повествование, отсутствие масштаба в кадре, дерганое повествование. Но при этом есть потрясающие актеры, безумно интересная фабула, от которой тяжело оторваться, исторические личности, за которыми хочется следить.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

За рубежом регулярно снимаются фильмы, которые осмысляют различные исторические периоды. Рассуждать через кинематограф о различных предпосылках и особенностях становления государства особенно любят в Америке, но в России подобные проекты, к сожалению, пока встречаются редко. Хотя это довольно важное явление для искусства в целом. 70 лет СССР — это одна из ключевых страниц нашей истории. Но что привело к появлению этого государство, как развалилась Российская империя, кем был Николай II, а Ленин — это герой или плохой человек? Конечно, никакой сериал не сможет дать ответы на эти вопросы, но любая попытка отрефлексировать, пережить и переосмыслить период истории — это важный и нужный шаг. И Андрею Кончаловскому можно сказать «спасибо» как минимум за то, что не побоялся зайти на эту опасную территорию.