chatgpt.com

Автор фото: chatgpt.com

Автор материала: Роберт Зарипов

04 September 09:00

Искусственный интеллект может убить кино: как нейросети поменяют индустрию

Netflix уже использует ИИ в своих сериалах. Насколько сильно нейронки повлияют на кинематограф? Пообщались с актером Данилом Стекловым, сценаристом Андреем Золотаревым и экспертами в ИИ, чтобы узнать, к чему нам стоит готовиться.

Уже несколько лет регулярно появляются новости, что очередная крупная компания увольняет сотни или тысячи сотрудников, потому что их легко заменяет искусственный интеллект. «Ну и ладно», – думали многие творческие люди, ведь это касается только какой-то рутинной и монотонной работы. Робот же не может написать симфонию – видимо, скоро сможет. После того как Midjourney научилась делать крутые картинки, Veo3 — создавать очень реалистичные видео, а ChatGPT — писать сценарии, стул зашатался даже под киношниками. А в середине июля появляется новость, что Netflix в сериале El Atonata использовали ИИ для генерации спецэффектов в сцене с обрушением здания. Тед Сарандос, руководитель стриминга, сказал, что это ускорило работу примерно в десять раз и было намного дешевле. Каким образом искусственный интеллект поменяет производство фильмов, что нас ждет в ближайшем будущем и что об этом думают люди из кино? Для ответов на эти вопросы GALA пообщалась с одним из топовых сценаристом России Андреем Золотаревым («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Триггер», «Сто лет тому вперёд»), актером Данилом Стекловым («Аутсорс», «Мастер и Маргарита»), нейровидеорежиссером Дмитрием Пелипасом и руководителем Т1 ИИ (ИТ-холдинг «Т1») Сергеем Голицыным.

Автор фото: соцсети Данила Стеклова, Андрея Золотарева, Дмитрия Пелипаса

Революция ChatGPT

Первой всех шокировала именно эта текстовая модель, которая могла переписываться с тобой как настоящий человек, делать за тебя домашку, писать дипломы и диссертации (не знаю ни одного студента, который писал бы выпускную работу без ИИ) и в целом на впечатляющем уровне делать почти все, что связано с текстом. Но довольно быстро выяснилось, что пока искусственный интеллект не может писать литературу, сценарии и стихотворения – здесь все действительно плохо, хотя с каждым годом прогресс идет. 

«У них не получится заменить творцов», – кричали многие. «Надо бы это запретить», – думали сценаристы, которые смотрели на перспективу и видели приближающуюся бурю. Может быть, вы помните забастовку Гильдии сценаристов Америки, которая заполнила все инфополе пару лет назад и длилась много месяцев, из-за чего встало все кинопроизводство. Одно из главных их условий как раз и состояло в ограничении искусственного интеллекта: запрет на использование их текстов для обучения нейронок и отказ от того, чтобы сценаристы исправляли произведения, написанные ИИ. Тогда соглашение удалось подписать, но уже через год оно истекает. Посмотрим, что будет в этот раз.

Автор фото: Кинопоиск

Чтобы узнать, как сейчас обстоят дела у сценаристов и нейронок, мы пообщались с Андреем Золотаревым. Он говорит, что уровень ИИ с точки зрения написания сценариев пока не очень. Просто сейчас все восторгаются самим фактом того, что нейронка в принципе может что-то написать. Но со сценариями, с литературой искусственный интеллект сейчас справляется хуже всего, потому что это творчество, а робот занимается компиляцией. А без искры, чего-то нового, своего собственного переживания создать что-то хорошее очень сложно. То, что условный ChatGPT может сделать, – это очень интересно, но пока заменить писателей он не способен, и произойдет это еще не скоро. Но при этом Андрей сейчас пользуется ИИ: например, для ресерча или составления вопросов на интервью для респондентов.

Автор фото: chatgpt.com

Золотарев считает, что нейросети уже начинают менять кинопроизводство. В будущем, скорее всего, ИИ его очень сильно удешевит и появится огромный переизбыток контента. Представьте: куча народу, не дописав сценарий, ломанется делать с помощью нейросетей всякую некачественную фигню. Но со временем баланс будет найден. В будущем точно будут сложности в работе операторов, актеров дубляжа и подобных профессий. Многих заменят, но это довольно естественно.

— Ничего, перекочуют в более творческие сферы, — смеется Золотарев. 

У нас будет цифровой Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо

Еще четыре года назад прогремела реклама «МегаФона» с Брюсом Уиллисом, но был нюанс: это, конечно, его цифровая копия, нарисованная нейросетями. Для этого потребовалось 34 тысячи кадров фильмов и видео со звездой – и вот вам замена актеров. Страшно представить, на что сейчас способны нейросети, хотя актеры стараются максимально отстаивать свои права. 

После забастовки актеров (да, была еще одна, и тоже в Америке в 2023 году) последние договорились со студиями о двух ключевых условиях: во-первых, всем актерам принадлежат права на их цифровые изображения. Во-вторых, если в кинопроизводстве использовалось изображение актера, то он должен получить гонорар на съемки.

Если пока нейросети еще не научились писать сценарии (как минимум громких прецедентов не было), но вот аватары уже точно могут заменять актеров, хотя бы в небольших рекламных роликах. Представьте цифрового Брэда Питта или Леонардо Ди Каприо в «Ворониных» или новом сезоне «Слова пацана» – это, конечно, пугает, но какой-то прикол точно есть.   

У актера Данила Стеклова на это все довольно пессимистичный прогноз. Он считает, что в будущем однозначно ИИ и цифровые копии заменят живых артистов. 

— У меня лично в этом нет никаких сомнений, и это страшно. Я надеюсь, что останется живым театр. Но кажется, что ИИ дойдет до такой степени реалистичности, что никакого смысла платить обычным артистам не будет. Сложно сказать, когда это произойдет. Это может быть через 10—20 лет. Вообще в мире будет большая безработица. Исчезнет много профессий за ненадобностью. В том числе и актерская, скорее всего, — делится опасениями Данил.

Автор фото: chat.qwen.ai

У человечества есть шанс?

Уже сейчас существует множество разных нейросетей, которые могут генерировать и текст, и картинки, и видео, и музыку. Мы, конечно, можем придираться к каким-то неточностям или шести пальцам у людей, но все это улучшается с каждым месяцем. 

Руководитель направления Т1 ИИ (ИТ-холдинг «Т1») Сергей Голицын поделился, на каком уровне сейчас находятся нейронки: проблема с мелкими деталями, такими как пальцы или текстура на фоне, в целом уже решена — современные генеративные модели умеют создавать изображения, которые большинство людей не могут отличить от реальных. С видео ситуация развивается аналогично: в перспективе пары лет модели наверняка научатся стабильно выдавать максимально правдоподобную картинку.

Автор фото: Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Но остается другая важная задача — постоянство объектов. На данный момент ИИ уже хорошо справляется с короткими видео, длиной в несколько секунд. Однако в длинных сценах с несколькими монтажными склейками алгоритмам все еще сложно держать одного и того же человека в едином образе. Поэтому от генерации к генерации у героя могут меняться лицо, мимика, детали одежды. Эта проблема пока не решена полностью, и именно из-за нее ИИ не может стать полноценной заменой съемочному процессу.

И только у меня появились надежды, как я наткнулся на «Блог Бабы Яги» в социальных сетях, которая набирает десятки миллионов просмотров и выглядит очень реалистично. Мы пообщались с его автором Дмитрием Пелипасом, чтобы узнать, как он сам оценивает возможности нейронок: конечно, он достаточно высокий и быстро прогрессирующий. Буквально за полгода генерация видео вышла на другой уровень. Индустрия очень сильно меняется: уже сейчас можно делать полноценные ролики, фильмы.

Его продакшен работает в рекламной индустрии, и к ребятам приходят крупные клиенты. Компании хотят сокращать свои расходы и заказывать ролики, которые сделать с помощью нейросетей в 10 раз дешевле. Киношники тоже упрощают себе жизнь в подобных фрагментах: подставить деталь, доснять фон.

Дмитрий считает, что многие продакшены просто уйдут с рынка. Сейчас нужно развиваться в этой отрасли. Это произойдет даже не через несколько лет, а через несколько месяцев. Осталось подтянуть только выдаваемое разрешение, потому что пока оно достаточно низкое. Конечно, бывает, что нужны реальные актеры, но очень большую долю съемок нейронка может самостоятельно производить уже сейчас.

Автор фото: соцсети Дмитрия Пелипаса

Если вы совсем загрустили, то не стоит окончательно расстраиваться. Все-таки нужны будут люди, которые работают со всеми этими нейросетями, задают запросы, редактируют и правят их. В конце концов, ChatGPT никогда не заменит уборщицу и дворника. Голицын считает, что некоторые роли и задачи действительно могут исчезнуть, особенно рутинные, при этом ключевые творческие позиции останутся. ИИ станет мощным инструментом для специалистов, а не их полной заменой. Эксперты индустрии подтверждают, что нейронка позволяет делать больше за меньшие деньги. Генеративные модели помогают создавать концепты, ускоряют постпродакшен, упрощают создание визуальных эффектов.

ИИ не убьет кино — он напишет новый сценарий для него

Кино всегда было искусством, которое дышит технологиями: от немого экрана до 3D-очков, от оптических эффектов к «Аватару». Сегодня искусственный интеллект — не апокалипсис, а очередной поворот в этой эволюции. Да, цифровые клоны заменят массовку, нейросети сократят бюджеты на спецэффекты, а сценаристы будут спорить с алгоритмами за право на «человеческую искру». Но самое страшное в хорроре — не монстр, а страх перед неизвестностью. А здесь неизвестность — это мы сами: сможем ли мы оставаться режиссерами своей судьбы, а не просто актерами в спектакле машин? Кино выживет, потому что оно всегда выживало. Только теперь его душа будет жить не только в кадре, но и в диалоге между человеком и его цифровым отражением. Так что, может, не стоит бояться будущего — давайте лучше напишем его вместе. А вдруг у нас получится круче, чем в «Матрице»?

P.S. Последний абзац был написан полностью с помощью нейросети. Вот и оцените, насколько они сейчас хороши. А если в авторах следующей статьи про кино будет указан Deep Seek, то, скорее всего, я уже работаю курьером и рецензирую сериалы в своем телеграм-канале.