Гарик Мартиросян: «Если стоишь на месте — это шаг назад»
Эксклюзивно для GALA поговорили со звездой Comedy Club о новом «Шурике», дисциплине, юморе, вдохновении. И о том, как он встретил Тиля Швайгера в Ереване.
Гарик Мартиросян 11 декабря возвращается на экран в новогодней картине «Невероятные приключения Шурика» — и именно с неё начинается наш большой разговор о кино, юморе и жизни. В интервью GALA комик рассказал о том, как создавался новый Саахов и почему вселенную Гайдая важно не переделывать, а расширять; вспоминает «Прожекторперисхилтон» и культовые номера Comedy Club; объясняет, зачем выучил восемь языков, почему ежедневно «улучшает себя» и может ли ИИ когда-нибудь шутить на уровне людей. А ещё рассуждает о музыке, шахматах, родительских страхах, новых проектах в Армении и феномене «Конфетки» на ТНТ, которая продолжает открывать таланты по всей стране.
— Скоро выйдет картина «Невероятные приключения Шурика». Расскажите про вашу роль там.
— У меня роль весёлого злодея — как и в оригинальном фильме Леонида Гайдая. Моего героя зовут Саахов. Интересно, что изначально фамилия должна была быть Охохов, но её не утвердили: посчитали слишком комедийной и нарочитой. Тогда Гайдай придумал фамилию Саахов — как намёк на то, что такого человека не существует, чтобы никого случайно не задеть. Действие происходит в СССР, и важно было избежать даже намёка на реальные совпадения.
Мы взяли классическую фабулу: Саахов влюбляется в Нину, замышляет её украсть, Нина — против, а Шурик, естественно, пытается её спасти. Но в нашем фильме эта история расширена и превращается в большое путешествие по культовым картинам.
Шурик, похитив Нину по приказу Саахова, вдруг переносится в «Джентльмены удачи», затем — в «Служебный роман», потом — ещё дальше. «Дьявол носит Prada», «Форрест Гамп» — все наши любимые фильмы, которые мы упоминаем с огромной любовью и уважением. Это такой аттракцион по вселенной отечественного и мирового кино.
Мой Саахов — весёлый, хитрый, обаятельный злодей внутри этой большой шуриковской вселенной. И уже не в первый раз я играю экранное переосмысление Владимира Этуша. Когда мне наклеивают усы и надевают парик, оказывается, что я действительно очень на него похож внешне. Талантом, конечно, нет: куда мне до великого Этуша. Но я стараюсь, тянусь, стремлюсь. Приходите в кино и посмотрите, насколько у меня получилось.

— Как вы вообще относитесь к фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»?
— Я читал, что в Советском Союзе критики тогда разнесли фильм в пух и прах и многие профессиональные режиссёры относились к работам Леонида Гайдая свысока — мол, жанр слишком лёгкий, несерьёзный. И, честно говоря, я до сих пор не понимаю, как можно не любить фильмы Гайдая.
Эти истории у нас буквально в ДНК: фразы, музыка, персонажи, ситуации — всё стало частью нашей культуры, чем-то, с чем ты будто родился и без чего уже не можешь. Плюс это удивительно добрые, весёлые, остроумные, трогательные картины. Моё отношение простое: я их обожаю. Это по-настоящему крутое кино.
— А какие у вас любимые советские фильмы?
— Если говорить о комедиях — я очень люблю «Мимино». Если брать фильмы не Гайдая, то, конечно, обожаю картины Эльдара Рязанова. Его комедии я считаю по-настоящему крутыми, гениальными. А если не про комедию…Честно говоря, из серьёзных фильмов больше всего люблю «Место встречи изменить нельзя». Наверное, это мой любимый фильм в этом жанре. Ещё мне нравятся «17 мгновений весны». И в детстве я очень любил «Трёх мушкетёров» — переживал за Д’Артаньяна. Хотел, чтобы он всех победил обязательно.
— Вам как зрителю на какие еще советские хиты интересно было бы увидеть комедийную переделанную версию?
— Вы знаете, переделывать — это очень сложная задача. Были попытки переделать советские фильмы, и они практически все выглядят странно, потому что переделывать ничего не надо. И мы, собственно, тоже ничего не переделываем. В этом и сила нашего фильма «Невероятные приключения Шурика»: мы просто расширяем вселенную, которую придумал Леонид Гайдай. Мы показываем в этих «Невероятных приключениях Шурика» то, что знаем из оригинального фильма, как это было на самом деле при участии прекрасных звёзд.
Это же ещё и музыкальный фильм. Даже если человек не знает оригинала и всех сюжетных перипетий, он может просто насладиться сумасшедшими суперклипами, которые там есть. Музыкальные работы получились потрясающие.
Ну, в общем, посмотрите фильм — сами всё поймёте. Тут дело не в переделке советской классики. Тут проделана огромная работа, чтобы создать новую вселенную со старыми персонажами.

— В «Невероятных приключениях Шурика» вы снимаетесь с вашими друзьями и приятелями. Какая у вас была атмосфера на площадке?
— Я вам скажу, что атмосферу на площадке прежде всего задают режиссёры и продюсеры. У нас режиссёры — Миша Семичев и Рома Ким. Это просто гениальные ребята, которые известны по многим работам в кино и особенно по музыкальным видео. Например, они сняли клип «Ибица» Николая Баскова и Филиппа Киркорова и «Цвет настроения синий», а также создали видеоклипы для других крутых звезд нашей эстрады. У них гигантское количество работ, и именно поэтому мы обратились к ним четыре года назад, чтобы они согласились снимать наши новогодние фильмы на ТНТ.
И вот они с каждым годом всё мощнее и мощнее. Сейчас, наверное, это самые крутые режиссёры в стране. Круче этого дуэта, по-моему, уже никого нет. Это суперкрутые монстры кино.
Когда вы пойдёте на фильм «Невероятные приключения Шурика», отдельно оцените клипы и режиссуру всего фильма: кадр, цветовые решения, уникальные приёмы — это просто невероятно. И я к чему про них рассказываю: они не единственные, кто работает над фильмом.
Вместе с ними — креативные продюсеры и продюсеры фильма Максим Ткаченко и Андрей Шелков. Это ребята, которые вместе с Ромой и Мишей полностью написали сценарий и являются сорежиссёрами и соавторами. Всё, что вы увидите на экране, — почти всё придумали эти четыре человека. И именно они определили атмосферу на съёмочной площадке.
А так как нам повезло и все эти четыре человека — очень профессиональные, очень добрые и очень креативные, то и атмосфера была ровно такая же: очень весёлая, креативная, рабочая. Я лично получил гигантское удовольствие. И думаю, что все, кто принимал участие в данном фильме, тоже.
— Известна история о том, что вы назвали своего сына почти так, как сказал Стивен Сигал, гость программы «Прожекторперисхилтон». Какой гость из этой легендарной передачи еще как-то повлиял на вашу жизнь или особенно запомнился?
— Вы знаете, они все повлияли на мою жизнь — практически все. У нас же был в гостях Мистер Бин, это легенда. Был Дэнни Де Вито, которого я обожал в детстве, я даже представить себе не мог, что когда-нибудь смогу с ним встретиться.
Но с одним из гостей «Прожекторперисхилтон» произошёл удивительный случай. Представляете: иду я летом по Еревану, в этом году шесть месяцев снимал там армянский фильм — классный, скоро выйдет. Иду и думаю, кого бы взять на одну из ролей. В общем, я перебираю в голове актёров и понимаю, что никто не подходит: ни по фактуре, ни по ощущению.
И тут вижу: в кафе сидит Тиль Швайгер. Я не понимаю почему. Как он там оказался, кто его пригласил, по каким делам он приехал — для меня до сих пор загадка. Смотрю на него и понимаю, что должен подойти и поздороваться. Как минимум сказать: «Здравствуйте, Тиль, помните, вы были у нас в «Прожекторе» десять лет назад? Я здесь живу, могу чем-то помочь, угостить».
Но тут же думаю: а вдруг он меня вообще не вспомнит? И я окажусь в положении людей, которые подходят ко мне и говорят: «Гарик, ты помнишь, в 1994 году ты приезжал к нам в Астрахань и мы с тобой сидели, пили кофе…» А я, честно, не помню — и мне всегда безумно неловко.
Я иду и мучаюсь: подойти или не подойти. В какой-то момент он понимает, что какой-то человек стоит и пялится на него. Ситуация становится очень неловкой. В итоге я не подошёл. Просто улыбнулся ему. Он тоже улыбнулся — наверное, подумал, что фанат узнал. И я прошёл мимо. Не стал его мучить.
Это было очень смешно и очень странно — спустя годы встретить человека из «Прожектора» в Ереване. И я до сих пор не знаю, что он там делал. Может быть, если кто-то прочитает это интервью в Армении, прояснит ситуацию.

— Недавно вы в Comedy Сlub вспоминали с Гариком Харламовым и Павлом Волей легендарный номер «Кавказский алфавит (Ежик)». Какие еще ваши номера из этой передачи вы считаете культовыми и особенно смешными? Можете назвать топ-3?
— Ну, во-первых, номер про трактор — если говорить про новые номера, не из старого Comedy Club, а уже из нового времени. Я, к сожалению, Comedy Club не занимаюсь уже лет восемь. Но как зрителю мне как-то удалось попасть на съёмки — это было год или два назад, может, и три, уже не помню. Гарик Харламов и Тимур Батрутдинов показывали миниатюру про тракторный завод. Там ещё участвовали Костя Бутусов и Антон Иванов. Если вы не видели эту миниатюру, то настоятельно рекомендую — просто блистательно.
Если говорить о старом Comedy с моим участием — мне огромное удовольствие доставлял процесс, когда мы с Вадиком Галыгиным придумали и записали номер «Кто хочет стать миллионером на сербском телевидении». Мы сами очень смеялись, я не знаю, насколько это понравилось зрителям, но мне нравилось безумно. Вадик молодец, что поверил вместе со мной в эту авантюру, потому что на этапе чистого листа бумаги очень сложно представить, что номер, в котором нет ни одного нормального русского слова, а всё на вымышленном «сербском», вообще может зайти. Но, по итогу, в зале очень сильно смеялись, и мы были рады этому.
Ещё, если говорить о языковых и «странных» миниатюрах, я помню номер, где я, Андрей Скороход и Гарик Харламов на фестивале Comedy Club в Латвии показывали миниатюру про американское радио. Там к американскому радиоведущему приходил в гости англичанин — музыкальный продюсер со своим протеже — музыкантом из Индии, который играет на табле. Это тоже было очень смешно — и придумывать, и показывать.
Ну и, знаете, мне очень нравится номер у Харламова с Батрутдиновым — я не помню, как называется миниатюра, она очень старая. Там Харламов из прокуратуры приходит с проверкой и говорит: «Открывайте шкаф, показывайте документы, вы арестованы». Это тоже очень смешной номер. Таких много — я сейчас могу час их перечислять, но это первое, что пришло в голову.
— Как вы стали болельщиком «Манчестер Юнайтед»? Кто ваш любимый игрок за все эти годы?
— Я больше всего наслаждался игрой Роналдиньо. Больше удовольствия, чем от его игры, я не получал ни от кого. Конечно, и Месси, и Роналду люблю — их сложно не любить. И Роналдиньо сложно не любить, потому что все трое — великие футболисты, великие люди и великие атлеты. Просто невероятно обладать такими талантами от рождения.
Хотя в случае с Месси он как раз от рождения этим не обладал — он был физически слаб. Но так поработать над собой, чтобы до сих пор Месси и Роналду, в отличие от Роналдиньо, играли на таком высоком уровне — это невероятно. Я очень уважаю таких людей.
А болельщиком «Манчестер Юнайтед» я стал… даже не помню когда. Это так давно было, что я уже не помню, как именно я стал болеть за них. Просто в какой-то момент я уже помнил себя как человека, который болеет за «Манчестер Юнайтед». Лет сорок, наверное, прошло с тех пор, как я начал смотреть их первые матчи.
— Вы же еще большой фанат шахмат и часто рассказывали, что играете с медийными людьми. У вас никогда не было желания сделать на основе вашей любимой игры какое-нибудь шоу? Условные «Шахматы со звездами»?
— Интересная мысль. Я не знаю, насколько широко это было бы популярно, но на каких-то платформах, наверное, может быть. На телевидении — не думаю, что это будет пользоваться успехом. Разве что какое-нибудь утреннее шоу в субботу или воскресенье, потому что вечером на телевидении всё-таки другое программирование.
И шахматы, к сожалению, понятны не всем. Хотя вы правы — я действительно фанат шахмат. Я даже в Риге гуляю и знаю, где стоит памятник великому Михаилу Талю, и всегда подхожу и фотографируюсь с ним, потому что, кроме того, что я фанат шахмат, я ещё и фанат Михаила Таля.
— Вы много раз говорили, что вам не нравится мат и свое окружение постоянно подбиваете на то, чтобы они не использовали нецензурную лексику в кадре. Интересно, а есть ли медийные люди, которым вы «прощаете» мат? От кого он не режет вам слух.
— Я не знаю, откуда информация о том, что я кому-то запрещаю в реальной жизни материться. Я не настолько строгий и влиятельный человек, чтобы запрещать людям разговаривать. Кто как хочет — так и разговаривает. Я имею в виду другое: я не приветствую, и мне не очень приятно, когда со сцены или в каких-то программах, подкастах, шоу звучит мат без всякой на то причины.
Что меня раздражает — когда матерятся подряд, и уши вянут, и уже неинтересно слушать. Когда мат используется к месту, когда ситуация на сцене или в программе созрела так, что без этого уже никак не обойтись, — это другое.
Допустим, Гарику Харламову простительно, потому что он это делает вкусно, к месту, эмоционально и с осознанием того, что он делает. А некоторые юмористы действительно выходят и просто матерятся, тем самым как бы демонстрируя свою крутость. Я не понимаю, в чём крутизна. Любой человек может выйти и материться — и что? Много ума для этого не надо. Поэтому вот так. Мне это не очень приятно, скажем так. Я это не ценю.

— Кусок из вашего интервью, где вы говорите: «Улучшайте себя, я каждый день улучшаю себя. Я начал качаться, я бегаю… я выучил восемь иностранных языков… научился писать сериалы…», - стал очень популярным в интернете. Это видео многих мотивирует и вдохновляет. А что вас мотивирует и вдохновляет?
— Для такого активного развития меня мотивирует только одно: я считаю, что нельзя останавливаться на месте. Потому что если ты стоишь на месте — это всегда шаг назад, это даже не остановка. Всегда надо двигаться вперёд — в творчестве, в жизни. Всегда надо работать над собой, быть в тонусе как минимум. Потому что мы занимаемся очень благородным и ответственным занятием.
Мы улучшаем настроение наших зрителей. Мы занимаемся комедией, больше ничем. Наша единственная проблема — как сделать людям ещё смешнее и веселее. А чтобы делать людям смешнее и веселее, ты должен быть в хорошей физической форме, должен быть в тонусе, должен сам быть в хорошем настроении, верно?
Поэтому надо постоянно над собой работать. Первое условие — быть в физической форме. Второе — ты должен быть эрудирован и соответствовать своему зрителю. Наши зрители далеко не глупые люди, очень образованные и эрудированные.
Нужно всё время читать, следить, держать руку на пульсе. Да, я выучил восемь языков — но не так, как русский, конечно. На итальянском я могу смотреть телевизионные шоу, понимать их и смеяться над итальянскими приколами. На португальском — понимать песни, читать книги. Это формирует новый кругозор. Чем больше языков ты знаешь, тем больше ты человек.
Всё это развивает нейронные связи, и ты становишься источником новой информации для зрителей. Ты становишься интереснее и сам для себя, и для зрителей.
Поэтому моя мотивация продиктована вполне органичным желанием — быть лучше, чем ты был вчера. Вот и всё.
— Вы делились, что ходили на курсы «Как писать сериалы». Расскажите про этот опыт.
— Вы знаете, теория драматургии — вообще драматургия как наука — безумно интересна. Она имеет дело не просто с историями, а с психологией человека и с тем, как человек воспринимает истории. Я до знакомства с драматургией даже не знал, что существуют формулы «интересности» истории. Вы ведь задумывались когда-нибудь, почему одна история или фильм интересные, а другие — нет? При тех же условиях: режиссёр хороший, актёры из кожи вон лезут, спецэффекты отличные — а кино всё равно неинтересное.
Вот драматургия и выявляет ключевые факторы, почему одна история захватывает, а другая — нет. Она показывает, как рассказывать истории так, чтобы зрителю было интересно, чтобы он подключался к главному герою и сопереживал ему. Люди очень эмпатичные существа, мы все эмпатичные, но эту эмпатию нужно очень точно направлять, когда ты снимаешь видео.
Посмотрите «Невероятные приключения Шурика» — я вам обещаю, что в конце фильма у вас будут эмоции. Причём эмоции и позитивные, и новогодние, и вместе с тем — очень трогательные. Вот в этом и заключается искусство драматургии.
Что касается моего опыта — я всем советую, всем, кто занимается творчеством, обязательно посещать курсы по драматургии. Потому что вне зависимости от того, чем вы занимаетесь и в какой области творчества, драматургия всегда будет основой вашей деятельности — научной основой.
— Ваша цель «написать сериал для Netflix» еще актуальна? Как сейчас прогресс в этом направлении?
— Нет, она уже не актуальна, потому что я сейчас сконцентрировался на детских проектах в Армении. И, возможно, именно этот детский проект мы отвезём на Netflix, потому что он у нас очень круто получился. Это фактически тоже сериал, но для детей — музыкальный, развлекательный.
А тот сериал, который я задумывал для Netflix, очень тяжело идёт в сценарии. Мы сидим в Армении, крутим, вертим, перебираем — очень тяжело. Видимо, идея у нас не очень хорошая. А мой жизненный опыт показывает: не надо влюбляться в то, что ты придумал. Я и не влюбляюсь, понимаю, что если идёт тяжело — значит, надо придумывать новую идею. А вот идея с детским сериалом, я думаю, залетит во всём мире. Будет круто.
— Хотели бы еще поговорить про шоу «Конфетка». Спустя три сезона какие выводы, открытия вы можете сделать? Любой может написать хит?
— Нет, любой человек не способен написать хит. Такого вывода я не делал. Но я сделал другой, гораздо более поразительный вывод: у хита есть формула. И если у человека есть большой талант, музыкальный вкус, стремление написать хит — и он ещё заручится поддержкой этой формулы, — то можно действительно написать крутую песню, которая «залетит» всем.
И, используя эти формулы, мы уже сняли четвёртый сезон. Кстати, скоро он пойдёт в эфир — 17 января будет на ТНТ. Вы увидите новые хиты, новые поразительно смешные клипы. И мы продолжаем этот большой кастинг по всей стране — нелепых и смешных клипов. Вы знаете, что эти весёлые, талантливые люди не иссякают!
Кстати, кроме юмора в «Конфетке» попадаются и действительно очень крутые песни и клипы. Некоторые из них в четвёртом сезоне просто расцвели в руках профессионалов так, что я думаю, это будущие хиты на эстраде — сто процентов. Вот, допустим, была у нас девушка из Тамбова, Василиса. Она написала хит — жюри, все зрители стоя аплодировали и сказали: «Молодец, ты будущая суперзвезда, пиши такие песни». И мы сами были поражены, что такая девушка живёт в Тамбове, а в стране о ней никто не знал. Наша программа и раскрывает таланты!

— Кого из музыкантов, которых еще не было в «Конфетке», вы бы хотели увидеть на передаче?
— Мы всем нашим большим коллективом — а у нас очень большой коллектив — мечтаем увидеть в «Конфетке» Стиви Уандера, Зураба Матуа, Дмитрия Сорокина, Андрея Аверина, Андрея Шелкова, Максима Ткаченко, Павла Гавриленкова — мы все одной и той же мечтой живём. Очень хотим, чтобы Стиви Уандер приехал в пятый сезон на Новый год и перепел чью-то песню. Пока что такого ответа от него нет — но мы надеемся.
— Как думаете, ИИ когда-нибудь сможет заменить юмористов? Он до сих пор не может писать хорошие шутки, но уже может делать мемы.
— В какой-то момент это произойдёт точно — в смысле, он будет таким же крутым, как и настоящие юмористы. Заменит или нет — это другой вопрос. Зачем заменять, если можно параллельно сосуществовать? Но пока искусственный интеллект не настолько крут, чтобы заменить юмористов. Хотя пройдёт какое-то количество времени — и он будет шутить как юмористы, на таком же уровне. Почему бы и нет?
— Вы много раз негативно высказывались про социальные сети. А вы сами пользуетесь соцсетями?
— Очень неактивно — фактически никак. Я вышел из одной соцсети пять лет назад, в каких-то не был никогда. Социальными сетями не пользуюсь, потому что у меня просто нет на это ни времени, ни особого желания.
— У многих родителей есть проблемы в том, чтобы ограничить детей от соцсетей. Какие вы советы можете им дать? И как вы сами ограничивали ваших детей от них?
— Знаете, это действительно проблема. Потому что большая часть жизни детей сейчас проходит там — внутри компьютера, внутри гаджета. Я знаю это по своим детям. Но, наверное, для нас, родителей, это во многом странно, потому что мы выросли по-другому. Но давайте вспомним: наши мамы и папы говорили нам то же самое. «Сколько можно смотреть телевизор!» Нам казалось, что телевизор — это максимальное зло, что мы проводим весь день перед экраном. И так это и осталось. Наверное, это поколение вырастет с айпадами — и что? Они станут молодым, новым поколением со своими привычками. Так же, как мы выросли с телевизором.
— Вы создавали большое количество проектов. Как вы считаете, какой из них самый недооцененный?
— Вы знаете, из тех проектов, в которых я участвовал, наверное, таких нет. Все проекты, где я был, как-то становились популярными — просто у разных категорий людей. «Прожекторперисхилтон» был популярной программой. «Наша Russia» была популярной. Comedy Club был популярным. Не было такого, что мы что-то делали, а это было недооценено. И КВН — у нас была команда «Новые армяне» из Еревана, и мы тоже стали чемпионами, наши старания оценили. И «Конфетка» тоже пользуется успехом. Поэтому, наверное, мне повезло!
Популярное
Елизавета Боярская: «В юности мне хотелось быть незаметной»
Эксклюзивно для GALA поговорили со звездой российского кино о её детстве, здоровой самооценке, выращенной из родительской любви, и профессиональном становлении.
Технологии для сна: как спать так, чтобы высыпаться?
Умные матрасы и приложения вообще работают? Тем, кто страдает бессонницей, посвящается.
Крема, которые спасут руки зимой
Подборка средств, которые подойдут для ежедневного ухода.
Миллион на GA-GALA BATTLE получила команда пацанов из КГЭУ, наехавшая на жюри
Шутка. Но такой номер в их выступлении тоже был.




