IMDB

Автор фото: IMDB

Автор материала: Денис Фокин

17 March 16:00

«Электрический штат» - фильм братьев Руссо без искры

Новый блокбастер многие ждали и почти все разочаровались в нём.

Энтони и Джо Руссо сняли абсолютное роскошество — две части финала «Мстителей», следующую фазу этой киновселенной снимают тоже они. Уже заявлены два фильма с новым составом супергероев, которые выйдут в 2026 и 2027 годах. Но и на старуху бывает, знаете ли, проруха: их новый фильм «Электрический штат» вышел не таким, каким его расписывали, наделяя статусом одного из самых дорогих в истории кинематографа. Но это были лишь слухи — мы помним фильмы с куда бОльшим бюджетом, но «Электрический штат» стал точно самым дорогим для Netflix (он обошёлся в $ 320 миллионов). На технических показах в январе и феврале, когда «Электрический штат» был ещё на постпродакшене, его уже начинали немного критиковать — несмело, вполголоса, стыдливо прикрываясь платочком — именитые режиссёры ведь на тот момент не закончили работу, авось ещё всё выйдет как нужно зрителю. А зрителю подавай лютый экшен, как в тех же «Мстителях».

Автор фото: IMDB

О чём речь: в альтернативной вселенной случилась война роботов и человечества (никогда такого не было и вот опять), после которой железки с ИИ и подобием чувств и эмпатии были выдворены в зону отчуждения «Электрический штат» и объявлены вне закона. Мишель, потерявшая в аварии всю семью, в 1994 году встречает забавного робота, который зовёт её на поиски, как оказалось, выжившего младшего брата. По пути Мишель встречает контрабандиста Китса и его друга-робота, пытается спасти человечество, разоблачает главного злодея и бла-бла-бла.

В основу фильма лёг графический роман, ну или комикс Саймона Столенхага — он специализируется на этой эстетике высокотехнологичных миров, погибающих под гнётом цивилизаций, развития и сверхпотребления. Но то, что было создано в оригинальной версии как мрачный триллер-антиутопия братья Руссо переиначили в яркий и (в паре мест) динамичный боевичок с огромным бюджетом. Мы такое уже проходили с «Бордерлендс»: тот фильм не спасли ни Кейт Бланшетт, ни внушительный ценник, ни огромная армия фанатов оригинальной игры — кино оказалось пустышкой, как и «Электрический штат».

Автор фото: IMDB

Вообще, братья Руссо, заработавшие для Marvel огромные миллиарды, заслужили расположение, доверие и снисходительность к шуткам, которые они могли бы вычеркнуть из сценария, но не стали этого делать, больно цепанув пару раз руку, кормящую их. Возможно, не погружённые в тему не считают, но вот, что осталось в сценарии: главный злодей в фильме полностью копирует образ Стива Джобса — помимо яблочной компании он руководил анимационной студией Pixar; появление роботов в жизни людей объясняется просто — во всём виноват Уолт Дисней. На секундочку, и Marvel, и Pixar входят в гигантскую корпорацию The Walt Disney Company, но это к делу не относится — так, забавный факт. Да и вообще, в сюжетной линии много реально существующих людей. Тот же самый Билл Клинтон, бывший в 1994 году президентом США.

В касте «Электрического штата» огромное количество актёров. Главные роли исполняют выглядящая сильно старше своего кино-и-реального возраста Милли Бобби Браун из «Очень странных дел» и изрядно поднабравший жирка Крис Пратт из марвеловских «Стражей галактики» (конечно, всё не так критично, как в «Муви 43», но всё равно заметно — Крис, как и все мы, жрёт ночами). Никакой химии между актёрами нет — они то ли кривляются, то ли переигрывают, то ли халтурят. Диалоги скучные и слишком построены на штампах и клише («Не говори так! Выход есть всегда!»), да и сам фильм — это набор стереотипов.

Автор фото: IMDB

Руссо вдохновлялись ретрофутуризмом — роботы здесь совсем мультяшные, не технологичные, но зато наделённые способностью включать критическое мышление и испытывать чуть ли не любовь. Только ретрофутуризм вышел однобоким, всё описываемое время подчёркивается, пожалуй, только пузатыми мониторами да скрипучими клавиатурами — в сериале Fallout эта эстетика проработана куда как лучше и детальнее. Ну и ещё одна жирная цитата — это «Суррогаты» 2009 года с Розамунд Пайк и Брюсом Уиллисом. И, пожалуй, хватит спойлеров на сегодня.

Что мы получили в сухом остатке? Очень длинный хронометраж, пустые диалоги и абсолютную скуку без раскрытия героев. Это мог быть шикарный киноаттракцион с вопросами морали и будущего в сотрудничестве с ИИ, а вышел слишком дорогой проект с, кажется, недокрученными спецэффектами — все роботы выглядят как аниматоры в ростовых костюмах. Конечно, не так кринжово, как в фантастических фильмах нашего гениального Сарика, ставшего синонимом халтуры, но всё же.

Автор фото: IMDB

Удивит ли «Электрический штат»? Нет. Прошибёт на слезу в самые трогательные моменты? Едва ли — их здесь попросту нет, всё тонет в дурацких диалогах и попытках в юмор. Понравится ли это кино? О вкусах не спорят — возможно, через 20 лет мы будем пересматривать его как классику.