kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор материала: Роберт Зарипов

13 June 13:00

Бесконечные сказки и богатырские франшизы: что не так с детским кинематографом?

Все видели приключения трех богатырей, «По щучьему велению» с Никитой Кологривым и «Чебурашку». Но что вообще происходит сейчас с фильмами и мультиками для детей и есть ли что-то кроме сказок и ремейков?

В прокат вышел очередной мультфильм «Три богатыря. Ни дня без подвига 2», франшиза в прошлом году отметила двадцатилетие(!). Да, видимо, я уже не так молод, раз так прекрасно помню самые первые части. А экранизации сказок выходят буквально каждые 2-3 месяца. И, к сожалению, бесконечный конвейер продолжит штамповать их. А как мы к этому пришли? Буквально десять лет назад были только богатыри да «Иван Царевич и Серый Волк», которые казались чем-то свежим и интересным для детско-подростковой аудиторией. GALA решила разобраться, что изменилось в детском кинематографе и что сейчас смотрят подростки в кинотеатрах.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Есть начало, но нет конца

Создать успешные франшизу из трех и более частей задача очень сложная. Во-первых, для этого нужны подходящие герои и хорошо прописанная вселенная. Но самое главное — зрители, которые будут готовы год за годом ходить и смотреть новые части. Можно сколько угодно смеяться над бесконечными «Богатырями», но если посмотреть на многие франшизы, у которых ничего не получилось: «Белка и Стрелка», «Снежная королева», – то начинаешь проникаться уважением к классике. Особенно, если вспомнить, что даже у мультсериалов с гигантской фан-базой («Лунтик», «Три кота», «Смешарики», «Фиксики») не получается собрать большую кассу, то осознаешь, что ребята из «Мельницы» знают какой-то секрет.

Чертова дюжина «Трех богатырей»

«Три богатыря. Ни дня без подвига 2» - 13-я часть франшизы, отметивший двадцадку. За это время «Богатыри» прошли путь, похожий на синусоиду или американские горки: от хитов проката и чего-то интересного до бесконечных скучных повторений. А в 2016 году «Три богатыря и Морской царь»  достигли дна Марианской впадины по оценкам зрителей и критиков, хотя сборы продолжали оставаться гигантскими: 800 миллионов рублей. В этом и заключается главная причина, почему серия продолжаются – люди по-прежнему голосуют рублём. Но, видимо, «Мельницу» (студия, которая производит франшизу) смущает поступательное движение вниз по всем показателям, и они начали экспериментировать. Пять лет назад спин-офф «Конь Юлий и большие скачки»,  а в прошлом году «Три богатыря. Ни дня без подвига», где не одна история, а три короткие по 20 минут. Богатыри становятся мультсериалом, но кинотеатральный показ терять не собираются.

Автор фото: kino-teatr.ru

Такая форма намного больше подходит франшизе. У создателей почти всегда были проблемы с единым повествованием. А последние части уже были набором разрозненных скетчей. Короткая форма получается у «Мельницы» намного лучше. Есть любопытная история без особых проблем с долгим повествованием. Там же с новой стороны раскрываются персонажи. В одной новелле наблюдаем за «умным Алешей», а в другой за Ильей в депрессии, апатии. Понятное дело, это просто различные маски персонажей. Глубины и неоднозначности у героев как не было, так и нет. И то со временем они стали более плоскими и скучными. Праймовый Конь был шикарен, но когда шутки повторяются, а острые черты характера сглаживаются, то даже Юлий начинает теряться.

Многие до сих пор скучают по старой рисовке богатырей, но время идет вперед, появляются новые технологии, поэтому переход был неизбежен. И получалось в начале очень плохо: цвета, контур, слишком все пластиковое и неживое. Особенно, если мы говорим про фоновых персонажей, на них смотреть без крови из глаз было нельзя. Сейчас над рисовкой поработали, все стало намного качественнее. И если учитывать, что «Мельница» должна придерживаться устоявшемуся стиля, то сойдет. Только вот предательски вспоминается, как выглядит современная анимация, например, «Нэчжа побеждает Царя драконов», и становится просто смешно. Зато сюжет оригинальный — персонажи хоть и взяты из былин, но нигде в народных сказаниях не было сюжета, в котором богатыри отправлялись в Египет или на морское дно.

Последняя картина франшизы собрала 286 миллионов в прокате. Не так много, как в лучшие годы, но зато оценка на Кинопоиске 7,5. А это рекорд за последние годы.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

«Последний Богатырь»

Снова богатыри, но теперь фильм – «Финист. Первый богатырь» – это спин-офф невероятно громкой истории «Последнего богатыря», которая и собирала миллиарды, и высокие оценки у зрителей. Тут, конечно, проявляются все проблемы франшиз: сюжет выдыхается, авторы устают и даже уменьшается масштаб. Главный герой довольно плоский, но удерживает интерес Яга (Юлия Пересильд). Есть проблемы с антагонистом, но зато в истории есть мораль, смысл. Можно даже что-то обсудить после просмотра. А вот визуально все очень хорошо, так и должна выглядеть реалистичная сказка. Когда веришь всему, что видишь, даже в контексте фэнтезийного флера. Из всех подобных проектов – это точно самый красивый и впечатляющий, но при этом «Финист. Первый богатырь» проигрывает сериалу «Последний богатырь. Наследие».

Как и все проекты франшизы сборы здесь большие: 2,7 миллиарда рублей, а вот оценка зрителя 7,4 заметно ниже по сравнению с сериалом – 8,5. И доля негативных отзывов практически самая высокая – 33%. Также что редко встречается среди подобных масштабных проектов – эта вселенная, наверное, самая оригинальная. Она основана не на одной сказке, а на всей мифологии, разных былинах и прочем фольклоре

Автор фото: kino-teatr.ru

«Иван Царевич и Серый Волк»

Шестой волк в стае. Последняя часть - «Иван Царевич и Серый Волк 6». Вторая успешная франшиза «Мельницы», которая никогда особо не блистала, но нравилась зрителю. Отсюда и шестая часть. Удивлен, что еще нет спин-оффа про приключение Волка, потому что он здесь самый интересный и харизматичный персонаж. Мне кажется, что этой студии надо сделать мультик, где все персонажи будут животными. У них талант делать их интереснее, чем всех остальных, которые не дотягивают даже до своих аналогов из богатырей, чего уж. Сюжет практически каждой серии высосан из пальца, но за счет классного юмора смотреть можно. Схема, на которую сейчас переходят богатыри с мини-сериями в одном фильме, сюда идеально вписалась бы. С точки зрения стиля рисовки франшиза идентична со своим старшим братом, но тут больше необычных и экспериментальных сцен. Хоть какое-то разнообразие.

Последняя картина собрала в прокате 450 миллионов рублей, а это на 50 миллионов меньше предыдущей, но все равно очень хороший результат. В общем, седьмой части быть. На «Кинопоиске» оценка 7.6, а люди в интернете пишут неоднозначные вещи. Если резюмировать, то «ребенку понравилось, а я отдохнула во время просмотра». Персонажи основаны на русской народной сказке, но при этом, конечно, герои сильно переработаны и добавлены новые.

Автор фото: kino-teatr.ru

Оригинальные неоригинальные истории

Многие, в том числе и я, упрекают детско-подростковый кинематограф в том, что в нем  практически нет оригинальных историй. И, конечно, это во многом справедливо. Только часто при попытке создать что-то новое проект не собирает кассу и проваливается. Можно вспомнить (хотя вряд ли их кто-то помнит) «Крякнутые каникулы», «Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение», «Два хвоста», «Щелкунчик и волшебная флейта». А это еще проекты, которые входили в топ-100 по сборам. Это объясняет, почему сейчас так много ремейков…

«Чебурашка»

Ни герой, ни фильм в представлении не нуждаются. Практически все знают, что «Чебурашка» - самая кассовая картина в истории российского кинематографа: сборы - семь миллиардов рублей. Конечно, ключевую роль в этом случае сыграла узнаваемость бренда, но без довольно хорошей истории с проработанными персонажами ничего бы не получилось. Особенно если сравнивать с другими представителями детского кинематографа. Глубина и проработанность одного только Гены (Сергей Гармаш) обходит совокупную сложность всех героев тех же «Богатырей». С визуальной частью все почти на высшем уровне. Сама картинка стильная, яркая – не придраться. А вот с Чебурашкой был даже небольшой скандал в сети. Когда показали трейлер, то пользователи нещадно критиковали его внешний вид. Создатели успели подсуетиться и изменить внешность «ушастой овчарки». Работа над ошибками прошла хорошо.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Оценка на «Кинопоиске» 7,5, а отзывы зрителей в 66% случаев либо положительные, либо нейтральные. Хотя не думаю, что это кого-то интересует после сборов в семь миллиардов. 

«Сто лет тому вперед»

Наверное, это самый оригинальный проект в этой подборке. Да, фильм основан на повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед», но ключевое здесь слово «основан». Взяли оригинальную завязку, а дальше сценаристы, среди которых Андрей Золотарев («Слово пацаны», «Лед»), придумали свою историю. Довольно крепкую и интересную. Если даже сравнивать с топовыми зарубежными аналогами подростковых фильмов-приключений, то эта картина обходит очень многих. Её даже называют российской «Дюной». Если «Сто лет тому вперед» не самый красивый фильм, то точно в топ-5. Бюджет в 900 миллионов видно в каждом кадре.

Сборы солидные, но недостаточные – полтора миллиарда, а нужно было хотя 1,8, чтобы окупиться. Зато очень хвалебная реакция от зрителей. Оценка 7,6 на «Кинопоиске» и 80% позитивных и нейтральных отзывов. А также фильм выиграл на премии «АПКиТ» в номинации «Лучший полнометражных художественный фильм».

Автор фото: kino-teatr.ru

«Пальма 2»

Самый свежий кейс, буквально два с половиной месяца назад шел в кино. Первая часть была очень успешна, а история основывалась на реальных событиях. Сиквел – полностью выдуманная история. И почти всегда это бывает очень плохо, но не в этот раз. Во многом «Пальма 2» превзошла оригинал. Качественная история, способная растрогать даже самого сурового папу, который вообще не хотел идти в кино с семьей и детьми, но жена заставила. А ни это ли главный показатель работы сценария? Приятно удивляют персонажи. Это интересные герои, которые похожи на реальных людей, а не шаблонных архетипов. И можно даже проникнуться антагонистом. Он не зло ради зла, а человек со сложной судьбой. Визуально все просто хорошо, без излишеств. Есть масштаб, природа, но ничего сверх этого уровня. Все-таки главное в проекте - именно история.

Сборы в полмиллиарда, оценка «Кинопоиска» 8,1. Отзывов зрителей и кинокритиков не так много, но зато все положительные. А это и неудивительно. Такие фильмы бывают редко

Автор фото: kino-teatr.ru

Только точь-в-точь не списывай

Из 2025 года звучит неожиданно, но экранизации сказок были с нами не всегда. Да, сейчас продюсеры только и делают, что перечитывают детские хрестоматии и пересматривают классику «Союзмультфильма». Остается только искать ответы на главные вопросы: «Кто виноват и когда это закончится?».

«Конёк-Горбунок»

Если вам не нравится засилье сказок на экранах, то в первую очередь винить надо именно «Конька-Горбунка». Он распахнул этот Ящик Пандоры, откуда посыпались с невероятной частотой экранизации фольклора в сказочно-реалистичной манере. Визуально фильм выглядит хорошо, над графикой действительно старались, но все равно не хватило. Создатели установили для себя очень высокую планку и не дотянулись. Но еще хуже здесь всё, что связано с драматургией: пассивный главный герой, сюжетная линия, обрывочность повествования. Кто-то скажет, что так было в оригинале. Но для формата полнометражного фильма можно было и доработать.

Автор фото: kino-teatr.ru

Автор фото: kino-teatr.ru

Несмотря на неровности и недостатки, картина произвела фурор. Сборы 1,2 миллиарда рублей. На «Кинопоиске» оценка 7,3, но отзывы зрителей оставляют желать лучшего: 55% положительных и нейтральных комментариев.

«По щучьему велению»

Как экранизации сказок захватили российский кинематограф, так и Никита Кологривый детские фильмы. Либо продюсеры почему-то думают, что подростки фанатеют по Никите, либо сам актер заключил сделку с мефистофелем-подростком – неизвестно, но после «По щучьему велению» он в каждом втором подобном проекте. У картины те же создали, что у «Конька-Горбунка», и здесь видна работа над ошибками. Все равно сценарий для полного метра плохо ложится на сказочную основу, но здесь намного больше целостности, хотя не без логических дыр. Как минимум герои стали намного более колоритными и интересными. Визуал тоже стал лучше. Больше натуры, которая выглядит действительно сказочно, а графика только там, где нужна. Здесь действительно хорошая сказочная картинка.

Сборы хорошо отражают улучшение: уже 2,5 миллиарда. Да и зритель оценил проект: 7,8 на «Кинопоиске» при всего лишь 8,5% негативных отзывов.

Автор фото: kino-teatr.ru

«Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича»

Если у большинства сказок возникает сложность, как маленькое произведение растянуть до полнометражного фильма, то здесь все наоборот. Создатели решили срубить как можно больше денег и сделать…семь фильмов по книгам Александра Волкова. Как минимум, они так планируют. Пока одни сценаристы ломают голову, что бы придумать еще для интересного приключения, здесь задаются вопросом, как бы поменьше показать, чтобы хватило на вторую и третью части. К драматургии и персонажам очень много вопросов, но самый главный – почему нам показали тизер, а не полноценное произведение? Визуал не смущает, но когда понимаешь, что показали только самое неинтересное – расстраиваешься. CGI лев, которого все хвалят, вроде и качественный, но все эти «реалистичные» животные очень уж кринжовые.

Продюсеры не зря настраиваются на долгое приключение, ведь сборы первого фильма 3,3 миллиарда рублей. А вот оценки зрителей оставляют желать лучшего: 7,1 на «Кинопоиске» и 40% негативных отзывов зрителей.

Автор фото: kino-teatr.ru

Есть хорошая и плохая новость. Первая в том, что детское кино сейчас на подъеме. Качество, как минимум, что касается визуала, растет. Постепенно подтягивается драматургия. Но печально, что среди популярных и успешных проектов нет ничего оригинального, с нуля придуманного. Это либо ремейки, либо основа на сказках и былинах, либо редкие исключения из правил. Возможно, что нечто новое есть у картин, которые собирают чуть меньше? Нет, там все то же самое. И получается, что, скорее всего, нас ждет еще больше качественных, но неоригинальных проектов.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей