Лучший по сборам, но не качеству: что не так с «Нэчжа побеждает Царя драконов»?
Нашумевший китайский мультфильм уже победил «Головоломку», «Холодное сердце» и «Короля Льва» по количеству отбитых денег. А так ли он хорош на самом деле? Сейчас разберемся.
Нэчжа побила столько рекордов, что устанешь перечислять. Скажу лишь про главные: это самый кассовый китайский и неанглоязычный проект в истории, и мультфильм, собравший больше всего денег. Он обошел «Головоломку 2», «Холодное сердце» и «Короля Льва». И уже как минимум этими фактами привлекает к себе внимание.
Нэчжа и его друг после тяжелого сражения стали духами. Теперь им нужно вернуться в свои физические тела, чтобы спасти город от рук злодеев. Понимаю, звучит это очень шаблонно и плоско. Но это ложное представление. На самом деле глубина и проработанность мира и сюжета здесь на высоком уровне. Вообще, это вторая часть. Про это мало говорят, цифры два нет и в названии – отличное решение, иначе отпугнуло бы большинство зрителей. Совсем необязательно смотреть первый мульт, чтобы понять этот. В начале зрителя вводят в контекст, плюс сюжет устроен так, что ты довольно быстро начинаешь понимать происходящее и следить за путешествием персонажей.

«Нэчжа» – четвертый мультфильм по этой вселенной. После просмотра можно с головой погрузиться в остальные проекты. Для меня было удивительно, что китайская мифология, которая одна из самых богатых и продуманных (если не самая), так скудно представлена в мировой культуре. Про греков и скандинавов мы всё знаем: как минимум Marvel и DC пользуются этим пластом. Японское аниме давно покорило весь мир. А Китай сильно отставал. Фильмы Джеки Чана не считаются, хотя даже самые известные его проекты или вселенная «Кунг-фу Панды» – это либо полностью американский взгляд, либо гибридный. И наконец-то вышел громкий, качественный, интересный проект, завязанный на китайской мифологии.
Режиссер и сценарист Ян Юй («Нэчжа») – это его второй полный метр, но со своими анимационными короткометражками он уже выигрывал престижные фестивали и более 15 лет работал в анимации. Сама вселенная основана на книгах китайского писателя-фантаста Сюй Чжунлинь, жившего 500 лет назад.
Один из заглавных посылов мультфильма – неважно, демон ты или ангел, главное, что у тебя внутри, насколько чистое сердце. Другими словами, давайте судить без предрассудков, по поступкам, а не врожденным признакам. Это одно из монументальных для искусства рассуждений. И я всегда радуюсь, когда детские картины делают более глубокими – не унижают интеллект ребенка как в недавней отечественной «Царевне-лягушке», к примеру. Конечно, одна из главных задач проекта состоит еще в том, чтобы заинтересовать людей со всего мира китайской культурой.
Да, во время завязки сюжета надо будет немного подумать, вникнуть. Хоть создатели и старались максимально ее облегчить, но из-за отсутствия у большинства знаний в китайской мифологии и этой мультивселенной, сначала тяжеловато. Где-то после десятой минуты ты спокойно погружаешься в историю. Переход из состояния «Какой еще Аушан и почему он не дружит с Ли Цзином?» в «Давай Нэчжа, покажи им, кто тут батя» или «Ой, какой смешной и классный Аобинг» происходит быстро. Структурно мульт выглядит практически образцово. Постоянно появляются новые препятствия и, главное – есть нетривиальное преодоление трудностей. Часто в детских мультфильмах многие конфликты решаются простым и не самым эффектным способом. «Это же дети будут смотреть, для них и так сойдет». Здесь же, очевидно, пошли по противоположному пути. Проект, как и положено хорошему экшен-приключению, хватает зрителя и несет его с сумасшедшей скоростью по сюжету, не давая заскучать и расслабиться. При этом в нужные моменты темп замедляется, мы переводим дыхание, а потом летим еще быстрее. Кстати, здесь почти все герои летают в прямом смысле, не удивляйтесь.

Главные герои здесь правда хорошо прописаны. Зритель болеет за главного героя, уважает и смеемся над его наставником. А из-за одной второстепенной линии, связанной с антагонистом, я чуть не пустил слезу: в какой-то момент она затмевает основную арку. После этого ты начинаешь по-другому смотреть на многих персонажей. Но если оценивать мультфильм по высокой планке, а с самым кассовым так и надо делать, то недостатки найти легко. Здесь довольно большое количество персонажей, особенно со стороны зла, и их раскрытие подкачало. Если рассматривать внимательнее, то бросается в глаза однобокость и недостаточная мотивация в некоторых поступках. За 2,5 часа хотелось бы увидеть более глубокое раскрытие.

Мелочь, но приятно. В конце фильма появляются кадры с надписью «Интересно, а будет ли сцена после титров?». Очень ироничный и классный способ попросить зрителя задержаться. И на самом деле из всех подобных сцен после титров – по-моему, эта самая интересная и смешная. Обычно все хвалят Marvel за эту их «визитную карточку», но там либо тизер следующего фильма, либо просто фансервис. Здесь же заморочились и подошли с душой.
Если рассматривать картинку и рисовку, тут почти все на высоте. Пять раз во время просмотра хотелось сделать скрин или поставить запись экрана, чтобы сохранить красоту, действительно есть визуальные шедевры. Особенно это касается боевых сцен и моментов особой сложности, например, когда персонаж исчезает, как бы распадаясь на атомы, частицы. Такой прием часто используется в мультипликации, и почти всегда выглядит, мягко говоря, средне. А тут видно, что качественно подошли к этому эффекту. У обычного зрителя здесь, скорее всего, нареканий по поводу визуала не будет. Но каждый раз, когда я смотрю крутой мультипликационный проект, то хочу увидеть эксперименты с анимацией, разные стили рисовки. Чтобы создатели максимально использовали возможности жанра. Речь даже не про что-то принципиально новое, нет. Достаточно вспомнить блокбастеры «Кот в сапогах 2: Последнее желание» или «Человек-паук: Через вселенные», они не переизобретали жанр, не внесли что-то кардинально другое. Взяли все модные, стильные, современные приемы в рисовке и грамотно использовали их. Здесь же просто хороший уровень, кроме, пожалуй, первых сцен, где локации плохо прорисованы, выглядят дешево и некачественно. Не хватило денег или времени – не важно, но это позор. При том, что в самых сложных и важных сценах – все на высоте. А там решили схалтурить.
А вот где точно видна кропотливая работа – так это локации и их масштаб. Их реально много, но что действительно важно, они очень разные. У каждого места свой ландшафт, архитектура, цвета. Как минимум это очень красиво, дух завораживает. Конечно, здесь есть важная практическая польза. Только благодаря такому подходу действительно складывается ощущение яркого и большого приключения. И масштаб позволяет наглядно показать, что это не два рандомных нпс сражаются, а боги решают, кто будет главным.


Также одно из ключевых достоинств – это юмор. Тут его хоть отбавляй. Можно вырезать 30% приколов, а мультфильм все равно останется безумно смешным. Радует, что шутки направлены на самую разную аудиторию. Понятное дело, что большая часть исключительно для детей. Но, кстати, на удивление почти нет откровенно плоского юмора, который часто выдают за подростковый. И есть над чем посмеяться взрослым. Комедия здесь иногда появляется, чтобы сделать передышку, выдохнуть. Например, во все время напряженной и длинной битвы. И это отлично работает.

Заслуженно ли «Нэчжа побеждает Царя драконов» стал самым кассовым фильмом? Конечно, люди сами проголосовали деньгами. Лучший ли он? Однозначно нет, но точно заслуживает место где-то в топе. Зато Китай теперь уверенно вошел в мировой кинематограф и подвинул многие голливудские тайтлы, а также мультфильм вызвал интерес к мифологии и культуре. В том числе и мне захотелось изучать ее поподробнее, посмотреть остальные проекты этой вселенной.
Популярное
Обворожительная русалка: 7 трендовых купальников для летнего отпуска
Умный купальник, бикини цвета горячего шоколада или дерзкие плавки с принтом леопарда? Рассказываем, на чем остановить свой модный выбор летом-2025, чтобы покорить все пляжи.
Феерия и магия: каким получилось шоу «Мирас» в Казанском цирке
Эффект полного погружения в сказку обеспечен. И это ещё один повод побывать в столице Татарстана.
Как это развидеть? Вещи из нулевых, которые мы хотим забыть
Сегодня ныряем с головой в омут памяти, где, к сожалению, хранятся вещи, явления, слова и тренды, о которых вспоминать не хочется в принципе. Вы о них забыли? Так мы напомним!
Инфлюенсеры лгут: настоящая мода у тех, кто не в тренде
Как освободиться от влияния быстрых трендов и где искать реальную моду.