Женщина в искусстве не может быть гением. Или может?
Их картины вошли в историю, но произошло это трагично.
Разбираем на атомы архетип творца, который скрупулезно вырисовывался историей искусств еще со времен эпохи Возрождения. Мир издревле пророчит ему двух вечных спутников - одиночество и страдание. Без этого он не создаст великих фресок, готических замков и мраморных скульптур. Творцу жизненно необходимы истерический припадок и встречи с музой, как любому человеку - воздух.
Творец всегда (ну или почти всегда) беден настолько, что денег хватает на пару кусков хлеба и кастрюлю с черной пятницы. Почта завалена различными предложениями, но всех их объединяет то, что они некоммерческие. Свои шедевры он создает в маленькой пыльной коммуналке. Уже нарисовали в воображении этот портрет? Не буду притворяться фокусником, но попробую угадать, каков он. Это седовласый, худой мужчина средних лет, укутанный в шарф. Он бродит в старой кожаной прокуренной куртке по аллеям города и ищет великую и страшную… мысль. А потом воплощает ее на холсте или за роялем.
Но ни у кого не возникает мысли, что этим самым архетипичным творцом может быть женщина. Но женщину-художницу почему-то представляют девушкой с ярко-синими волосами, небрежно скрученными в гульку, сидящую на кухне в помятой футболке. Она рисует котов, городские пейзажи. Иногда какое-то подобие абстракции. Но ничего серьезного и фундаментального.
Мужчина-творец - маг, учитель, наставник, мудрец. Женщина-творец - мать, муза и иногда городская сумасшедшая. Вы справедливо возмутитесь и скажете: «Но ведь это больше похоже на мысли пещерного человека, кто угодно сейчас может создать шедевр». И частично окажетесь правы. Но оглянитесь: как много вам в школе рассказывали о художницах? Как часто вы встречали их работы на самых дорогих аукционах? В конце концов, можете ли вы хотя бы по пальцам пересчитать десять женщин, чьи работы вас впечатляли хотя бы раз за жизнь?
Правда такова - о женщинах-творцах еще мало знают. И пускай большую часть истории они находились в тени, мы не ступим на путь легкий и не начнем ругать вселенскую несправедливость. Просто попробуем разобраться, как так вышло.
Немного исторического контекста
Американский историк искусств Линда Нохлин дала предельно точное и понятное объяснение того факта, почему не было великих художниц. Непоколебимая вера в то, что гений - это всегда мужчина, стала «самоисполняющимся пророчеством». Сфера искусства для женщин многие века была похожа на замкнутый круг: им запрещалось писать обнаженные натуры, многие критики публично высмеивали их работы и называли их несерьезными и дилетантскими, а каждое их произведение в конфликте элитарного и массового (читай: проходного) относили ко второму типу.
Самый смешной и популярный пример - картина Иоганна Цоффани. На полотне изображены великие умы Британской королевской академии. По центру - обнаженное тело натурщика. Так как женщинам было запрещено находиться в комнате с обнаженной натурой, они изображены в виде портретов на стенах (хотя по факту они сидели в зале).
Очень немногим девушкам удавалось хотя бы прикоснуться к миру творчества - как правило, это были либо богатые замужние дамы, либо дочери живописцев.
Философы в своих трудах нередко делали акцент на том, что женщина - существо несовершенное. Особенно часто такое можно встретить во времена Средневековья. «Если рождается женщина, то это связано либо с каким-то изъяном в активной силе или матери, либо даже с влиянием чего-то извне…», «по природе женщина наделена меньшей силой и достоинством» - и это слова не вашего соседа по подъезду, а Фомы Аквинского.
Голосование, право на работу и в принципе право на то, чтобы иметь свой голос, - это относительно недавние привилегии в контексте истории, появившиеся у женщин (хотя нам такое трудно представить).
В наши дни чаще всего пренебрежительное отношение к художницам выражается так: продажа картин идет на аукционах ниже, чем по рыночной цене, отсутствует интерес к изучению творчества художниц в образовательных учреждениях и в обычной жизни возникает частенько круговорот глупых бесконечных бытовых споров насчет того, что женщина в чем-то слаба и не имеет на что-то право только лишь по половому признаку. Возникает вопрос: как вообще женщины в ту или иную эпоху писали картины и чем это оборачивалось.
Мариетта Робусти
Мариетта Робусти - дочь знаменитого художника Тинторетто Робусти. Непродолжительное время тот был учеником самого Тициана. Венеция, 1560-е. Художники творят в семейных мастерских. Они соревнуются за право быть самым лучшим. Выполняют большие коммерческие заказы для знати. В этом обществе важны многофигурные исторические и религиозные композиции. К сюжетным относятся без особого интереса.
В одном из уголков Венеции у Тинторетто рождается дочка. Она учится у отца писать картины, короли приглашают ее писать портреты, а знатоки живописи признают, что дочь отлично переняла почерк отца. Многие говорили о том, что одной из главных особенностей Мариетты как художницы была скорость выполнения работ. Молниеносная.
Многие ее работы стали в то время набирать популярность. Позднее она вышла замуж, и в 30 скончалась при родах. Но в этой истории это не самое интересное. Робусти жила в период, когда художникам (в силу того, что они работали в мастерских) было довольно проблематично закрепить за собой авторство. И по итогу многие ее картины были подписаны рукой отца, а не ей самой.
И только в 1920-е годы были обнаружены монограммы Робусти и оказалось, что многие картины, по подписи принадлежащие отцу, по факту были ее творениями. Единственная атрибутированная работа - автопортрет. Самая популярная - «Портрет старика с мальчиком».
Дело было, вероятнее всего, в том, что творила Робусти в мастерской. Как уже было заявлено ранее, творить в такое время было проблематично - нужно было родиться в нужное время и в нужной семье. Как правило, ученики мастера в мастерской «подрисовывали крылья ангелам», по словам Уитни Чадвик. В таких обстоятельствах довольно проблематично (еще и с учетом того, что ты женщина) выбиться в люди.
Был ли отец Робусти злодеем? Судя по его описанию - вовсе нет. Напротив, он любил свою дочь. А после её смерти он долго по ней тосковал. По их отношениям позже писались многие картины. Но утрачено ли безвозвратно наследие Мариетты Робусти? Вопрос риторический.

Юдит Лейстер
В 24 года юная художница была принята в гильдию Святого Луки. Это давало право на открытие собственной мастерской. К слову сказать, мало у кого (лишь у единиц) среди женщин в Голландии XVII века была возможность в принципе попасть в гильдию. Дела в вопросе способностей женщины и мужчины тогда обстояли чуть лучше: например, Пуллен де ля Барр писал эссе «О равенстве обоих полов». Страна была более свободная в плане прав. Но удел тогдашних женщин-художниц все же изображать быт.
До 1892 года ни одним из музеев не были обнаружены приписываемые ей работы. Все приобретали ее полотна за авторством Френса Ханса - художника, чьи манеры во многом были схожи с манерой письма Лейстер. Кстати, однажды она даже подавала него жалобу за то, что тот переманивал ассистента Юдит.
В случае Лейстер логика была такая: не может женщина писать так искусно радостные, наполненные жизнью портреты. Ее авторство приписывали огромному количеству художников, а кто-то даже поговаривал, что она была любовницей Рембрандта (что впоследствии оказалось неподтвержденным слухом). В общем, воспринимать ее всерьез, мягко говоря, не хотели.
На данный момент 35 работ художницы считаются подлинными.


Маргарет Ким
История Маргарет Ким, которую вы, возможно, видели в экранизации Тима Бертона «Большие глаза», - история со счастливым концом, но трудным и тернистым путем. Америка, середина XX века. Маргарет Ким выходит замуж и начинает писать картины подпольно. Ее муж Уолтер присваивает авторство всех картин себе. Вначале сделка кажется весьма заманчивой - Маргарет непублична, а Уолтер - напротив, любит внимание.
В 1957 году даже состоится выставка «его» работ (которые, конечно, на самом деле принадлежали его супруге), рабский, неоплачиваемый труд, жестокое отношение внутри семьи и присваивание себе всех заслуг - лишь малая толика того, что вынесла Маргарет Ким. По итогу супруги развелись, а Ким отвоевала право на авторство необычным образом: в суде обоих попросили нарисовать картину в привычном для Маргарет стиле - людей с большими, детскими глазами.

Художницы в России
Императрица Елизавета Петровна в 1757 году открыла Академию художеств в Петербурге. Но женщин туда не брали. Для женщин в плане творчества был во многом путь закрыт. Известны лишь несколько российских художниц. Ольга Лагодова (супруга Ивана Шишкина), Евгения Бакушина, работавшая в мастерской Де Лакруа, и Наталья Алексеевна - супруга Аркадия Пластова. Кстати, в последнем случае жена во многих картинах была музой для художника.
Сейчас мы мало знаем о российских художницах прошлого.

Популярное
Не серо, а стильно: носим осенние цвета без уныния
Показываем, как можно интегрировать серый цвет в гардероб и не впасть в депрессию.
«Бонд с кнопкой» хейтят за графоманию и книгу солиста, где он унижает женщин
Илья Золотухин - автор тех самых «Кухонь» и «Сидра», которые сделали бэнд узнаваемым, выпустил автобиографию. А еще новый графоманский альбом.
Трикотаж без скуки: что носить вместо свитеров?
Пять стильных альтернатив, в которых будет модно и тепло в этом сезоне.
Где покупать бижутерию: топ модных брендов
На какие компании обратить внимание, если хочется быть в тренде.




