Театр под коктейли и открытые концовки: как развивается иммерсивный спектакль
Регионы России радуют нестандартным видением и переворачивают жанр.
Иммерсивный спектакль - жанр, давно полюбившийся в России. С каждым годом он развивается все активнее. Да, теперь можно за порцией культуры идти не в театр, а, например, в бар. И если раньше представить такое можно было только говоря о столице, то сейчас некоторые региональные проекты даже способны дать фору федеральным.
Например, в Казани ReLab Family запускает уже третью премьеру иммерсивного спектакля в своем баре Mr.О.Willard. Его автор - Юлия Голованова, основатель «ТеатрForm», актриса театральной резиденции «Особняк Демидова» и режиссер творческой лаборатории «Угол».
В некоторых культурах есть непереводимые слова. К таким относится сербское понятие «мерак» - состояние удовольствия от чего-то, на первый взгляд, простого и обыденного. Это не сиюминутная эмоция, а жизнеощущение. Глоток крепкого напитка, россыпь звезд на небе, летний дождь, душевный разговор - все это «Мерак», и такое название получил новый спектакль.
Приглушенный свет в баре, древесные текстуры, шумные разговоры людей - во все это погружаешься и сам себе «прописываешь» роль до начала спектакля. Интерьер вполне органичен для сюжета: действие происходит в Восточной Европе 90-х. Мне это даже чем-то напомнило атмосферу города в романе «Собор Парижской Богоматери» Гюго, где Эсмеральда устраивала представления перед народом, ликующим и жаждущим «хлеба и зрелищ».


Главный герой заходит в бар и завязывает разговор с незнакомцем. Включается эффект «ненадежного рассказчика»: мужчина поведает зрителю о своем жизненном пути - от отрочества до зрелых лет. А его собеседник оспаривает детали. Раздвигаются две перспективы - воображаемая и реальная. По мере знакомства с историей граница между ними стирается.

Сначала все кажется почти кинематографично структурированным: ты примерно понимаешь, где логическое начало сцены, где ее завершение, что будет дальше. К финалу все растворяется в самом «мераке». Комната наполняется оборванными репликами, песнопениями, танцами.
Иммерсивный формат интересен тем, что он снимает со зрителей и актеров обязательство перед жесткой иерархией ролей. Для вас главным героем может стать не фактическая центральная фигура сюжета, а тот, к кому вы ближе сели. То же работает и для актера - кто-то из зала может стать для него главным зрителем.
Привычная сценическая плоскость уступает множественности версий, которые перед нами открывает постановка. Даже если вы придете сюда несколько раз и сядете на разные стулья - каждый раз это будет новая «монтажная сборка».
Отдельная радость - музыкальное сопровождение. Это не оперетта в духе канчелиевской «Ханумы», не сборник народных песен, а поток шума, в который ты погружаешься и становишься его органичной частью. Скрипка, гитара и аккордеон ведут драматургию ничуть не хуже, чем диалоги актеров.
Звучание местами шероховатое и неточное, и это только играет на руку в данном случае. Нас приближают к атмосфере живого вечера и убирают дистанцию «актер-зритель». В какой-то момент вас может даже потянуть инстинктивно подпевать - не потому, что попросили, и даже не потому, что это иммерсивный спектакль. Только лишь от того, что вас заносит в этот карнавальный вихрь.
Реплики актеров иногда нарочито просты: хочется большей плотности в плане текста, но с другой стороны, именно это и позволяет всем нам понять, что происходит на сцене.
Контакт со зрителем выстроен мягко и ненавязчиво. Герои «выныривают» из сюжета и оказываются в один момент рядышком с вами. Они приглашают вас выйти вместе на сцену, но не настаивают, сохраняя пространство для вашего личного переживания. Единственное, от чего не убежит ни один человек, вошедший в Me.O.Willard - так это от вкусных коктейлей, которые герои по сюжету подают всему бару.
«Мерак» - то, что стоит увидеть и услышать. В век стремительных перемен это редкая возможность продышаться, услышать живой звук рядом и перевести взгляд внутрь; если драматический театр не всегда откликается, имеет смысл начать именно с иммерсивного формата.
Популярное
Никита Кологривый: «Моя задача – чтобы в новой роли не увидели «Слово пацана»
На экраны вышел фильм «Август». В нашем эксклюзивном разговоре с главным героем картины обсуждаем, насколько сложными были съемки, и как Сергей Безруков умеет наставлять на площадке.
Почему мы так полюбили уродливое: культ антикрасоты
Что заставляет нас восхищаться тем, что раньше считали безобразным?
От Гаги до Эминема: саундтреки к фильмам, ставшие популярнее кинокартины
Спорим, вы точно знали эти песни, но даже не подозревали, что они из кино?
Театр под коктейли и открытые концовки: как развивается иммерсивный спектакль
Регионы России радуют нестандартным видением и переворачивают жанр.