Ася Салахова

Автор фото: Ася Салахова

Автор материала: Роберт Зарипов

08 September 18:00

Сладкое послевкусие от «Горького оптимизма»: в «Особняке Демидова» новинка

Рецензируем постановку от режиссера Артема Устинова, обновившую репертуар театральной резиденции.

Эскиз «Горького оптимизма» был создан в рамках фестиваля искусств «Горький + Казань», а полноценный спектакль только что вошел в репертуар театральной резиденции «Особняк Демидова» в Казани. Интересно, что эта постановка основана не на художественном произведении, а на реальной переписке Горького и 16-летнего рабочего сахарного завода Леонида Хинкулова. Как говорил режиссер, они практически ничего не меняли в тексте. GALA побывала на премьере и пообщалась с создателями.

Автор фото: Ася Салахова

1928—1929 годы Максим Горький отдыхает в Италии, планирует написать гигантский роман о России и вступает в переписку с 16-летним рабочим завода, который просит его оценить свои стихи — но они не нравятся Горькому. У них завязывается переписка, в которой они спорят о любви, искусстве, «новом человеке» и будущем страны.

Режиссер постановки – Артем Устинов из Самары. Он ставил работы в разных городах России и за рубежом: Санкт-Петербурге, Уфе, Улан-Удэ, Сухуме, Петрозаводске, Таллинне, Тольятти. Спектакли Устинова номинировались на «Золотую маску». Над «Горьким оптимизмом» Артем работал с драматургом Диной Сафиной, лауреатом «Золотой маски» за пьесу «5 mm/h». На сцене здесь всего лишь два актера: заслуженный артист Республики Татарстан Павел Густов в роли Максима Горького и Сергей Лушкин, исполняющий роль его оппонента, 16-летнего рабочего Леонида Хинкулова. Довольно интересно, что у людей могут возникать мысли, будто режиссер и актеры очень любят Максима Горького, но это не совсем так. Устинов высоко оценивает произведения писателя, но как человека… нет. Забавно, что Густов, играющий Горького, тоже ставит произведения выше личности. 

Вся пьеса по сути состоит из одной переписки классика с подростком. Изначально замысел был в том, чтобы поставить разговор по почте между Горьким и татарским писателем, но как только Устинов с Сафиной наткнулись на эти письма, то планы сразу же поменялись. Здесь был и острый конфликт, и затронуты самые разные темы. Возможно, у вас возникает вопрос, почему же этот парень так много переписывался с одним из самых известных писателей на тот момент? Дело в том, что Горький в Италии был довольно одинок, и подробно отвечал буквально на все письма, что ему присылали. Он хотел быть нужным и поддерживать связь с Родиной. Как предполагает Устинов, если бы писатель жил в эпоху соцсетей, то точно комментировал бы каждую новость и событие, настолько сильное у него было желание высказаться по любому поводу.

Автор фото: Ася Салахова

Мне показалось интересным устройство пьесы. В театре одна локация, которую нельзя поменять. Но для спектакля нужно два пространства: Италия, где находится Горький, и завод, откуда пишет Хинкулов. Режиссер элегантно решает эту проблему: лепнина, подобие мрамора, арки и колонны «Особняка Демидова» символизируют Италию, а металлические конструкции, которые держат свет — фабрику. Чтобы подчеркивать различия в локациях, каждый раз полностью меняют свет и музыкальное сопровождение. Сцены с Горьким – это мягкий, уютный оранжевый свет, звуки природы и приятная легкая классическая музыка. Эпизоды с Хинкуловым – это темнота и прожекторы, а вместо спокойной музыки – шум моря, волн, шторма. Что свет, что звук здесь подчеркивают внутреннюю природу персонажей. А при первых выходах 16-летнего рабочего пускают еще и много дыма. Так что готовьтесь к специфическому запаху глицерина, который, на мой взгляд, тоже добавляет атмосферы какого-то предприятия, и отделяет две локации, хотя вряд ли создатели это закладывали. 

Автор фото: Ася Салахова

Автор фото: Ася Салахова

Спектакль начинается еще до своего начала. Пока люди собираются в зале, выбирают места, на сцене уже Максим Горький, который перебирает письма, что-то читает, смотрит в зеркало. Это невероятно погружает, сразу же ощущение, будто зашел к известному писателю в гости. Густов объясняет это тем, что он так настраивается на постановку, разогревается. 

Так как постановка основана на реальных событиях, здесь очень органично смотрятся вставки с документальной хроникой и голосом за кадром, которые вводят в курс дела и объясняют некоторый исторический контекст. Это не выглядит навязчиво и моментально погружает в повествование. Как и многие драматические произведения, «Горький оптимизм» начинается легко, постепенно разгоняясь. В начале есть юмор, причем с отсылками на современность. Подобные вещи позволяют посмотреть на писателя как на обычного человека, а не на икону из школьного учебника литературы. Из интересных мелочей еще запомнился момент, когда Горький рассказывает о том, что пытался поступить в Казанский университет, но не получилось. Думаю, весь зал на этом моменте ухмыльнулся. Или ироничная сцена, когда писатель критиковал стихотворение своего читателя словами «слишком театрально».  

Автор фото: Ася Салахова

Автор фото: Ася Салахова

Держать спектакль всего на двух актерах – это невероятно трудная задача. В копилке ролей Павла Густова это уже третий писатель после Достоевского и Бунина. Густов буквально околдовывает тебя своим бормотанием, тихим, спокойным голосом, а потом врывается крикливый Лушкин под громыхающую музыку, и ты с максимальной концентрацией смотришь на этот словесный поединок. Понравились элементы иммерсивного спектакля: Густов играется с реквизитом, Лушкин гуляет мимо зрителей, залезает на конструкции в зале, как революционер, направляющий разъяренную толпу.  

Автор фото: Ася Салахова

Автор фото: Ася Салахова

У героев разный темперамент: они как огонь и вода, горечь и сладость — один спокойный, другой экспрессивный. Одному 60, другому 16. Один много знает, другой считает, что знает всё. Горький сидит в Италии и читает в газетах, как хорошо в СССР, а Хинкулов живет там и знает, что в газетах пишут о выдуманной стране. Это типичный конфликт молодости и зрелости. Максимализм против реализма. В какой-то степени это можно даже трактовать как диалог внутри одного человека. Поскольку здесь нет полноценного сюжета, то повествование развивается за счет того, что персонажи спорят на все более важные и острые темы. Если начинают они с творчества и любви, то заканчивают тем, что не получилось создать «нового человека», люди сейчас те (хотя когда — те?), да и страна тоже. Изначально может показаться, что, конечно, должен быть прав взрослый, мудрый человек, который пожил и много чего узнал. Но в реальности намного интереснее. В конце режиссер символическим жестом показывает, на чьей он стороне, но делает это не слишком навязчиво. Дает возможность зрителю составить свое мнение, нужен ли нам такой горький оптимизм.