История «Братьев Грим»: злой брат отобрал песни у доброго
Вспоминаем, как одна из самых популярных поп-рок-групп нулевых распалась.
За последние пару лет артисты эпохи расцвета российского поп-рока активно возвращаются в соцсети. Группа «Братья Грим» не исключение. Хиты «Кустурица» и «Ресницы» прошлым летом получили вторую жизнь благодаря коротким роликам. В этом году интерес к группе особенно возрос: меломаны начали создавать видео о трагическом конфликте между братьями. Одного называют гением, другого - бледной копией.
Но насколько красивая легенда о брате-гремлине и брате — недопонятом таланте близка к действительности?
Какими были «Братья Грим» в своей прайм-эре и почему она закончилась
На дворе 90-е. Самара. Константин и Борис Бурдаевы - братья-близнецы, увлеченные музыкой. Семья нетворческая, оба родителя - фармацевты. Костя и Боря поступают в медико-технический лицей - заведение, занимающееся довузовской подготовкой в медицинский институт. Но вместо учебников по биологии и химии парни отдают предпочтение музыке и создают группу «Магелан». Через год она поменяет название на всем нам известное - «Братья Грим».
Парни пишут песни, дают небольшие концерты на локальных площадках. Несколько лет высылают лейблам демо, записать которые помог родной отец. Ни один из продюсеров не берет под свое крыло рыжеволосых близнецов, пока на жизненном пути им не попадается Леонид Бурлаков. В 2004 году Гримы заключают контракт с ним и переезжают в Москву.
Их одноименный дебютник сразу зарабатывает народную любовь. Песни крутят по радио, а восторженная публика молниеносно скупает билеты на концерты. Образ двух огненно-рыжих близнецов, держащих гитару в руках, привлекает внимание и рекламодателей, и общественности, и СМИ. В общем, ребята купаются в лучах славы.

Выходит второй альбом — «Иллюзия» (который был записан аж в Окленде). Для критиков большая часть материала — проходного уровня. Общественный резонанс спадает. Единственное, что можно вспомнить из того времени, — эпизодическую роль близнецов в популярном тогда сериале «Не родись красивой».
Третий релиз — «Марсиане». Он не отличается коммерческим провалом, но и особыми успехами — тоже. После его выхода группа расторгает контракт с Бурлаковым, меняет состав коллектива и отправляется в свободное плавание. Но не совсем удачное, поскольку у братьев на тот момент уже накопились друг к другу претензии.
Борис — автор песен и аранжировок. Константин играет на басу и отвечает за бэк-вокал. Первый хочет взять творческую паузу и сменить музыкальный вектор, чтобы не стать частью конвейера шоу-бизнеса. Второй понимает, что, если группа уйдет в затишье, ее ждет погибель.
Результатом этих разногласий и череды противоречий стал разрыв в 2009 году. Причем довольно нетривиальный: Константин вычеркнул Бориса из участников группы, не предупредив его заранее. Он ограничил доступ ко всем ресурсам, на которых был размещен материал «Гримов», а через два дня после официального заявления о том, что одного из участников больше не будет, пошел давать концерты в соло (но все под тем же именем).
Кризис «Гримов»
Для обоих братьев наступают не лучшие времена. Борис впадает в глубокую депрессию, которая, по словам самого музыканта, касается не столько финансов, сколько семейных проблем в общем. Популярность «Гримов» постепенно стихает, и Константин больше не выстреливает в новом составе с новыми хитами, довольствуясь лишь периодическими выходами на интервью и корпоративными концертами.
Каждый из братьев считает, что он по-своему прав. Для Бориса то, что его убрали из группы, - преступление. Он расценивает ситуацию с «Гримами» как попытку покусать кормящую руку (которой в данном случае является он). Константин же считает своего бывшего коллегу и по совместительству близкого родственника инфантильным и далеким от реальности (и особенно от реалий российского шоу-бизнеса).
На какое-то время Борис уезжает в Индию. Параллельно он занимается различными музыкальными проектами, в которых воплощает свои творческие задумки. Lirrika, «Борис Грим и братья Грим» со старыми хитами (не совсем удачная попытка отвоевать право на авторство), Ufology с синти-поп-балладами, Octopus Maiden в стиле психоделического рока - группы, над музыкой которых трудится Бурдаев. На вопросы о воссоединении группы во всех интервью отвечает строго отрицательно.
Константин на время уходит с большой сцены и дает концерты в основном на небольших мероприятиях. Из смешных фактов: как-то он пытался воскресить образ брата-близнеца и позвал похожего по типажу, но совершенно далекого по родственной линии (если не имеющего никакого отношения) рыжеволосого парня.
В интервью новый и единственный фронтмен «Гримов» нелестно отзывается о брате и заявляет, что он сам погубил свою карьеру.
Что с ними сейчас?
Вернемся в наше время. В интернете пользователи активно обсуждают, почему музыка «Братьев Грим» (которая особо и не поменялась за 20 лет) не вызывает теплых, ностальгических чувств. Оказывается, что «Братья Грим» не были никогда дуэтом: Борис писал и исполнял все песни, а Константин, скорее, ему подпевал. И с уходом Бориса, по словам многих слушателей, ушел бывалый шарм.
Брат, давно покинувший сцену, увидел отклик публики и решил покорить интернет. Недавно он заявил, что планирует выпускать новый альбом. Пока, по его словам, он не видит смысла лишний раз давать интервью или появляться на публике. «Возвращаться к разговору» он будет готов, возможно, уже после выхода релиза.
Константин же продолжает давать концерты, как и раньше. Материал все тот же, что и раньше. Иногда разбавляется чем-то новеньким - недавно, например, он выпустил песню совместно с группой Uma2rman.
Реальная сказка
Название группы «Братья Грим» стало для близнецов пророческим. Ведь это не просто история об очередном несостоявшемся коллективе, а хрестоматийное противостояние интересов культуры и маркетинга, творческого и коммерческого. А если посмотреть еще глубже — конфликт между заземленной, прагматичной и мечтательной и творческой личностями.
Константин занимался бюрократическими и организационными вопросами. По большому счету это был человек, который следил за тем, чтобы группу не настигли безденежье и голод. Борис разделил свой талант с миром и подарил нам прекрасные песни, которые живут уже не первый десяток лет.
Как мы видим, оба друг без друга существуют и продолжают дальше жить. А история не любит сослагательных наклонений. Но нельзя не согласиться, что, возможно, если бы их отношения не сломила свалившаяся на их головы слава, деньги и стремление к первенству в коллективе, группа бы до сих пор была жива. И была бы гораздо популярнее и продуктивнее.
Такой дуэт неразделим. Он имеет право на то, чтобы существовать по отдельности, но в этом всегда таится какая-то боль, недосказанность и ощущение подавленности. Если вы посмотрите интервью с обоими героями сегодняшней истории — вы не сможете увидеть возникшую между ними пропасть, но сможете ее ощутить.
Как часто бывает так, что один не уважает труд другого? Человек технического склада ума, расписывающий по пунктам всю жизнь и заботящийся о «делах мирских», жалуется на своего инфантильного напарника, супруга или друга. Инфантильный же товарищ жалуется на сухость первого.
Константин вряд ли сможет написать когда-нибудь второй «Аэроплан». Борису, вероятнее всего, приходится ежедневно отстаивать право на свое творчество в мире, где даже такой силой, как музыка, правят деньги.
Это мешает в творчестве, мешает в карьере и в межличностных отношениях.
И больше всего вредит общему результату. В общем-то, такой печальный финал.
А о чем эта история для вас?
Популярное
Сладкое послевкусие от «Горького оптимизма»: в «Особняке Демидова» новинка
Рецензируем постановку от режиссера Артема Устинова, обновившую репертуар театральной резиденции.
Опера сегодня: салонное развлечение или настоящее искусство?
Мы побывали в настоящем музыкальном салоне. Рассказываем, как и где слушать оперу.
Moscow Fashion Week — 2025: что о ней думают зарубежные профессионалы
Поговорили с зарубежными представителями модной индустрии о плюсах и минусах Московской недели моды.
Авторские фильмы с Венецианского фестиваля, ставшие хитами
Фестивальное кино может быть невероятно интересным и собирать сотни миллионов и даже миллиарды долларов - это по фестивали. Развенчиваем миф о том, что авторское кино всегда скучное, на примере «Джокера», «Ла-Ла Ленда» и еще семи проектов.