Классика вечна, нейронка вызывает споры: чем живет гастроиндустрия России?
Рассказываем, как сейчас подают традиционные блюда и почему коктейлям вернули цвет.
Если кино или музыка – про вкусы, то вот еда – про решения, которые меняют нашу жизнь. Мы побывали на ежегодной гастрономической премии WHERETOEAT TATARSTAN и обсудили с шефами, официантами и барменами то, как индустрия перестраивает привычки гурманов и влияет на то, что окажется на вашей тарелке, даже если вы остаетесь дома.

Традиционная кухня — уже давно не только про ностальгию
В этом году звание «Ресторан года» получил «Умай» — молодой проект, который меньше чем за год стал ориентиром для местной гастросцены. Секрет довольно прост: здесь совмещают культурный код и современную кухню. Национальный колорит, по словам многих участников церемонии, в последние годы выходит за пределы Казани и уверенно набирает популярность в разных городах и республиках.
Клюквенный декор, огромные вывески с эчпочмаками и скучные, простые позиции давно в прошлом: им на смену пришли эксперименты с традиционными блюдами. На практике интегрирование этники в меню выглядит по-разному.
Например, Алексей, шеф-повар ресторана Tatar, ездит 2-3 раза в год в экспедиции по всей России и узнает, как готовят традиционные татарские блюда в разных уголках страны. Во время одной из поездок в деревню шеф познакомился с простым домашним супом умач. Он переосмыслил рецепт и создал на его основе современную версию: пасту из морковки с мясом.
Такие люди, как он, развеивают миф о «простоте» традиционной кухни. Однажды, по словам Алексея, нужно было удивить одного из важных гостей в Tatar. Причем человек был искушенным в традиционной кухне. Но повару удалось это сделать: он приготовил традиционный десерт, но добавил туда локальную тыкву и облепиху.
Карим — официант ресторана «Чирэм» — также отметил повышение спроса на национальные блюда. То же самое мнение несколько раз на сцене подтверждали рестораторы и шеф-повара, которых награждали.
Местную кухню поддерживают благодаря не только изменениям позиций в меню, но и использованию фермерских продуктов. Во многих заведениях поставщики — это не жители дальних стран (если дело, конечно, не касается экзотики), а те, кто живет совсем рядом.

Нейронка все еще «сырая» для того, чтобы конкурировать с шефами
К использованию искусственного интеллекта в работе большинство относится скептически. Алексей воспринимает ее как баловство, не более.
— Нейросеть разбирается в том, как отремонтировать машину по какой-то схеме, но еда и готовка — это творчество и особый подход, — считает шеф.
Ильшат — бар-менеджер Hofbrauhaus. Он не использует нейросети для создания коктейлей, хотя и пробовал. По его словам, все, что может выдать ИИ, — «твисты на классику». Работает это так: нейронка берет известный классический коктейль, меняет пару ингредиентов (иногда даже один) и выдает за что-то новое. Возможно, такой инструмент полезен при разработке концепции коктейльной карты — но не более. Все-таки чтобы изобрести что-то творческое, нужно думать своей головой.
Александр, шеф Top Hop, даже поделился, что видел, как в нейронке за пятнадцать минут некоторые могут скроить целое меню. И, кажется, ни у кого из профсообщества это не вызывает особого интереса или уважения.
Нейросети, как отмечают многие, помогают налаживать процессы систематизирования работы, закупок и финансовых вопросов, но еда — это то, что требует созерцания, созидания и постоянного приобретения нового опыта. А главное, еда — это всегда про душу. И в этом нейронка определенно уступает живому персоналу — от шефов до официантов.
Алкоголя действительно становится меньше, а пользы — больше
При создании коктейльной карты, по словам Полины — специалиста по подбору персонала в ReLab Family, многие ориентируются на общемировые тренды. А они за последние несколько лет изменились. От минималистичного оформления и приглушенных цветов бармены постепенно уходят в сторону чего-то яркого, красочного, запоминающегося. А вот алкоголь люди стали потреблять меньше, но более осознанно. В бары они, как правило, идут за интересным и необычным вкусом, а не «увеселительным» эффектом. Поэтому заведения, в том числе и заведения ReLab Family, ценятся в таких реалиях особенно высоко.


Но спешим обрадовать тех, кто любит вино: здесь ситуация в России за последние годы стала гораздо лучше. Джованни Байамонте был на протяжении многих лет концепт-шефом в ресторане Cheeseria, а в последний год решил стать сомелье. Родина Джованни — Италия, и он как никто другой разбирается в вине. Сомелье видит, что ситуация с изучением винной культуры за последние годы в нашей стране улучшилась. Конечно, до Петербурга или Москвы той же Казани пока далеко, но успех есть.
Блюда стараются делать из качественных продуктов, которые учитывают интересы и предпочтения разных посетителей. В Tatar, например, вместо белого риса используют бурый: он приносит больше пользы, но на качестве блюда такая замена никак не сказывается. И, кстати, по словам Арсения — шеф-повара «Бармузея Васи Ложкина» — люди хотят получить больше эмоций, чем вкуса. Поэтому они идут не за простыми, дешевыми, вкусными блюдами, а за дорогими и необычными.
Персонал от эффектного флейринга ушел в практичное знание блюд
Официанты, хостес — это все люди, которые создают настроение посетителей. И в 2025 году недостаточно просто формально здороваться и прощаться с ними: на протяжении всего вечера именно официант (в случаях более редких — бармен) общается с посетителями и влияет на их настроение. По мнению Карима из «Чирэм», официанту не обойтись без такого качества, как инициативность. Часто молодые ребята приходят в ресторанный бизнес с расчетом на легкую работу и большие чаевые, но фантазии разбиваются о суровую реальность. Необходимо быть легким на подъем, стрессоустойчивым и готовым к обучению. Тогда вам будет в этой сфере легко и просто.
Вообще, тенденция, которая заметна больше всего, — это уход от эффектного к качественному. Флейринг был популярен в начале десятых. Если вы видели, как бармен крутит в разные стороны шейкер и вытворяет с ним фокусы, — это и есть флейринг. Его популярность среди барменов постепенно затухает, но на смену ему приходит soft-skills, а особенно умение качественно и непринужденно поддерживать диалог и быстро обслуживать.
Награда от WHERETOEAT, кстати, довольно престижна в российской гастросфере, по словам бармена Cheeseria Дамира. Люди начинают охотнее захаживать в заведения, а у коллег и профессионалов из гастрономической среды заведения вызывают больше интереса для дальнейшего сотрудничества.
В пятерку лучших ресторанов вошли: 
1-е место - «Умай»
2-е место - «Горыныч»
3-е место - «Пир»
4-е место - Terra et Silva
5-е место - Branch
Шеф-повар года:
Рустам Рахимов из ресторана «Умай»
Женщина шеф-повар года (первая в истории премии): 
Карина Афзахова из Smorodina cakes

Популярное
Цифровое шоу «Высоцкий. Высота» превратилось в испанский стыд перед легендой
В Москве прошел масштабный концерт, который сильно расстроил фанатов.
«Алиса в Стране чудес»: мюзикл по стихам Высоцкого, но с дырявым сценарием
Громкая экранизация аудиоспектакля Владимира Высоцкого с Анной Пересильд, Милошем Биковичем, Паулиной Андреевой и Ириной Горбачевой получилась очень красивой, но бессмысленной.
«Бонд с кнопкой» хейтят за графоманию и книгу солиста, где он унижает женщин
Илья Золотухин - автор тех самых «Кухонь» и «Сидра», которые сделали бэнд узнаваемым, выпустил автобиографию. А еще новый графоманский альбом.
Почему дети убивают? Отвечает сериал «Переходный возраст»
Проект от Netflix со Стивеном Грэмом про подростковые убийства стал самым громким зарубежным сериалом 2025 года. Уникальная структура, настоящая съемка от первого лица и очень много боли.




