соцсети

Автор фото: соцсети

Автор материала: GALA mag

16 November 09:04

Гипертрофированная мода: как носить деконструкцию и не потеряться в деталях

В последние сезоны мода словно вспоминает своё внутреннее устройство — и демонстративно выворачивает его наружу.

Открытые швы, перекошенные крои, рукава «не там» и платья, будто собранные наспех, — всё это не ошибка, а осознанный жест. Деконструкция перестала быть авангардной провокацией с подиумов Comme des Garçons и Maison Margiela и уверенно перекочевала в масс-маркет. Разбираем, почему одежда теперь не обязана быть «идеальной» и как вписать этот художественный беспорядок в гардероб так, чтобы выглядеть не как «экспонат», а как человек с сильным визуальным высказыванием.

Даже если вы слышите слово «деконструкция» впервые, вы наверняка уже встречали характерные вещи как в модных бутиках, так и на улицах. Это тот самый стиль, когда кажется, что платье или рубашку сначала разобрали на части, а потом скомпоновали заново — и именно этот парадокс мы разберём. 

Деконструкция (она же деконструктивизм) – понятие из моды конца XX века: его корни – в архитектуре и философии, а в моду этот термин ввели ещё в конце 1980-х. Деконструктивизм предлагает смотреть на одежду иначе: вместо выверенных силуэтов здесь подчёркивается «скелет» наряда и его внутренние швы. Дизайнеры-деконструктивисты выносят наружу всё то, что традиционно прятали: открытые швы, необработанные края ткани, асимметричные подолы. Вещи выглядят «незавершёнными» или даже «распадающимися», словно сознательно оставленными «концептами». Часто такое решение сопровождается гипертрофией форм: например, свитеры с экстремально объёмными рукавами, удлинёнными и часто спущенными плечами и оверсайз-силуэтами.

Автор фото: соцсети

Дизайнеры и бренды

Первопроходцы деконструкции – Рей Кавакубо (Comme des Garçons) и Ёдзи Ямамото. Их парижские показы 1980-х стали настоящим шоком: асимметричные формы, обнажённые части тела и «незавершённые» по канону наряды. Кавакубо и Ямамото показали, что одежда может быть неидеальной, но «честной» – красота, по их мнению, заключается не в совершенном силуэте, а в выражении идеи. Как сказала сама Рей Кавакубо, она убрала зеркала из своих бутиков, чтобы одежда влияла на чувства, а не только на визуальное впечатление. Ёдзи Ямамото в свою очередь работал с тканью как скульптор: каждая складка у него имеет смысл, каждый шов рассказывает историю.

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Ещё одним королём деконструкции стал бельгиец Мартин Маржела (Maison Margiela). Его показы – это театр процесса: свитеры распускались прямо на моделях, костюмы выглядели разодранными, а манекены порой не отличишь от людей. Маржела буквально «раскрывал» одежду на глазах у публики, размывая границы между сырьём, выкройкой и готовым изделием. Этот подход стал своеобразным стейтментом бренда: каждый «незавершённый» шов и декоративный лоскут указывал на идею, что в несовершенстве тоже есть красота.

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Немногим позже приёмы деконструкции перешли и в уличный стиль. Бренд Vetements под руководством Гурама Гвасалии превратил повседневную одежду в смелые коллажи: от футболок с огромными подплечниками до многослойных ансамблей, где классика настойчиво «рубится» гранжевым топором. 

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Этим же приёмом не гнушаются и крупные модные дома: Balenciaga, под руководством брата Гурама, Демны Гвасалии, тоже стал экспериментировать с асимметрией и экстремальной гипертрофированностью. Показы прошлых сезонов буквально погружают зрителя в сюрреалистичную атмосферу: здесь многослойность соседствует с грубой фактурой, оверсайзом, открытыми швами и нарочито огромными, острыми плечами, ставшими визитной карточкой модного дома. 

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Деконструкция в масс-маркете

Деконструкция, как это часто происходит, давно вышла за рамки элитных подиумов. Современные бренды из масс-маркета, хоть и осторожно, но включают её приёмы в свои коллекции: появляются свитеры и джинсы с видимыми швами, вещи с намеренно необработанными краями или укороченными рукавами. Даже обычные базовые предметы гардероба могут «заиграть» благодаря одной детали – скажем, асимметричному разрезу или рваному подолу. Благодаря этому и классический трикотаж, и городской спортшик наполняются индивидуальностью: деконструктивные акценты встречаются повсеместно, превращая простые вещи в произведение искусства. Единственное, на что стоит обратить внимание – качество. Деконструкция хороша тем, что легко обыгрывает хорошую ткань, создавая фактуру, а вот изделия из не самых удачных материалов такой приём может дешевить и попросту превратить вещь во что-то близкое к техническому образцу, но никак не в полноценное изделие.

Как носить деконструкцию

Одна вещь-акцент. Деконструкция не требует «тотал-лука»: достаточно одной детали, чтобы задать тон образу. Например, рубашка с асимметричным воротником или жакет с открытыми швами способна освежить комплект из любых вещей и стать визитной карточкой образа.

Балансируйте с базой. При выборе деконструированной вещи советуем обращать внимание на фактуру и цвет. Для новичков присмотреться стоит к базовым и ахроматическим цветам. Так вещь будет проще вписать в повседневный гардероб и не превратить её случайно в «вещь на выход».

Слои и пропорции. Играйтесь с многослойностью и смешивайте пропорции. Например, свободную рубаху с разрезами накиньте поверх тонкого водолазного топа, а длинный жилет сочетайте с мини-юбкой. Такие решения выглядят свежо: они ломают стандартные пропорции и добавляют образу динамики.

Не бойтесь женственности. Деконструкция – не только грубый гранж. Асимметричное коктейльное платье или комбинация из тонких бретелей тоже может носиться «в духе» деконструктивизма: главное — соблюсти баланс. Эти наряды порой напоминают бумажную оригами-модель и сочетаются как с лодочками, так и с грубыми ботинками.

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

В итоге одна заметная деконструированная вещь вполне может перевести ваш образ на новый уровень, особенно в сочетании с более понятными деталями. Такой приём отлично подходит чтобы немного усложнить образ, но не уйти в сторону перегруженности.

Деконструктивная мода — вовсе не призыв к хаосу, а лишь эксперимент, результат которого полностью зависит от стайлинга. Она напоминает: в мире, где всё стремится к совершенству, красота тоже может быть в несовершенстве. Если вам интересно играть с формой и ломать привычные шаблоны, попробуйте добавить в гардероб асимметричную вещь или изделие с открытыми швами — и посмотрите, как ваш привычный гардероб заиграет совершенно новыми красками.

Автор материала: Ангелина Проскурякова