Кто был до «Игры в кальмара» и «Паразитов»: разбираем феномен корейского кино
Если вы удивляетесь, что лучший фильм и сериалы за последние годы сделали корейцы, и вы не смотрели «Поезд в Пусан», «Олдбой», «Воспоминание об убийстве», то спешу вас обрадовать - вас ждет целый список топового кино.
В 2020 году «Паразиты» произвели на «Оскаре» настоящий фурор: проект выиграл четыре статуэтки, включая главную за лучший фильм. Причем интересно, что это был первый случай в истории, когда ее забирает фильм не на английском языке. А буквально через год весь мир с помощью Netflix захватил сериал «Игра в кальмара». Он стал самым просматриваемым сериалом на сервисе: 1,7 миллиарда часов просмотров за первые 28 дней. И буквально недавно вышел третий, финальный сезон, тоже гремевший на всё цифровое пространство. После такого количества беспрецедентных хитов людей уже не удивляет, что очередной корейские проект бьет новые рекорды. Мы решили разобраться и узнать, как и почему корейский кинематограф по-настоящему захватил мир.


Сдуваем пыль с архивов
У Южной Кореи сложная и насыщенная на самые разные события история XX века (а кому тогда было легко?), которая, конечно, сильно повлияла на людей в целом, и индустрию кино в частности. Кинематограф - это вид искусство, на который надо очень много денег и людей. Как с написанием книг или картин здесь не прокатит даже близко. И в 90-е годы произошло несколько важных изменений. Отменяется цензура в 96-м году. Это, конечно, как красная тряпка для любого творца - границ нет, пиши, снимай, показывай все, чего только захочешь. И да, корейцы так и начали. В том же году создается «Пусанский кинофестиваль» (BIFF), который сейчас один из самых престижных, хоть и сражается он с конкурентами, которые существуют на 40-50 лет больше. И еще ближе к концу десятилетия начинает постепенно увеличиваться финансирование на кино от крупных компаний.
После 90-х кроме качества самих фильмов появляется и еще одна безусловно важная составляющая, говорящая о качестве проекта — это успех на международных фестивалях и платформе Netflix. Если первые существуют уже по 70 лет, то сервис, который объединяет весь мир, появился относительно недавно и очень сильно повлиял на успех корейского кинематографа. Очевидно, что «Игра в кальмара» вряд ли бы появилась или стала культовой без площадки, которая начиналась как интернет-прокат DVD-дисков.


Ключевые проекты
«Олдбой (2003)» считается и одним из лучших общемировых фильмов, и, конечно, корейских. По сюжету неизвестные похищают мужчину, помещают его в одну комнату и держат там 15 лет, после чего выпускают на волю. Это фантастическая история мести, которую, например, обожает Квентин Тарантино. Скорее всего главная причина, почему проект получил такую узнаваемость — это кинофестивали: «Сатурн», «Жорж», «Европейская киноакадемия» и «Каннский кинофестиваль», на котором он получил кроме номинации на золотую пальмовую ветвь еще и награду «Гран-при жюри». Многие годы именно этот фильм считался самым лучшим, громким. И люди хотели фильмы «в духе “Олдбоя”».

«Воспоминание об убийстве (2003)» – это одна из первых картин Пон Джун-хо, который сейчас прославился на весь мир благодаря «Паразитам» и «Микки 17». По сюжету в 1986 году детективы расследуют извращенную серию убийств. История основана на реальных событиях. Проект выделяется тем, как нетипично показывают полицейских – здесь довольная жесткая критика бессмысленной и беспощадной системы поиска преступников и жестокие пытки для выбивания признания. Картина очень хорошо отображает «хан», что это такое и как он проявляется. А чтобы зритель совсем не умер от негатива, здесь очень много черного юмора, который помогает выдохнуть.

«Поезд в Пусан (2016)» – это самый популярный хоррор из Южной Кореи. Зомби-вирус превращает скоростной поезд в самое опасное место на земле. Картина не отмечена каким-то престижными наградами, как это чаще всего бывает с хоррорами, но зато обрела настоящий культовый статус. Экшен в фильме просто запредельный, зомби очень быстро бегают по замкнутым помещениям, заставляя зрителя испытывать невероятный адреналин. А, кстати, здесь тоже очень важна социальная подоплека, этот фильм можно назвать зомби-иллюстрацией для классового неравенства, поезд – общественная иерархия. Даже в хоррор вставляют свои темы - вот что куда уж без этого.

«Паразиты (2019)» – четыре «Оскара», «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском фестивале, «Лучший фильм на иностранном языке» на Сезаре, Британской киноакадемии и Золотом Глобусе. И безумный хайп. Нужно ли еще что-то говорить? Забавно, что во время написание этого абзаца «NY Tymes» опубликовали рейтинг лучших фильмов XXI века, опросили 500 лучших режиссеров, актеров и других работников кино, и они поставили его на первое место.

«Игра в кальмара (2021)» – самый популярный сериал на Netflix, он привлек 330 миллионов человек за все время, три премии «Эмми», один «Золотой глобус». И не существует человека, который бы никогда не смотрел или хотя бы не видел костюмы, кадры оттуда.
Смешиваем несмешиваемое
Одна из интересных черт, которые есть у многих корейских фильмов и сериалов - мультижанровость и сочетание нескольких тональностей в одном проекте. Самый яркий представитель этого приема — «Паразиты». В этом коктейле намешано порядка 5-6 жанров, которые очень плавно и бесшовно перетекают друг в друга. Это может быть не слишком заметно после первого просмотра, но впечатление точно необычное с точки зрения гаммы чувств и эмоций, которые испытывает зритель.
Еще одна важная отличительная черта практически всех корейских проектов – метафорические высказывания на различные социальные проблемы, которые очень существенны и заметны в Южной Корее, как и во многих других странах, отчего международный зритель прекрасно их понимает. «Игра в кальмара» – это исследование того, до чего может довести бедность и нехватка средств. На что готовы пойти люди, у которых миллионные кредиты и нет работы? Хван Дон-хёк, автор культового проекта, сам жил очень бедно, его семья регулярно была в кредитах. У него в один момент возникли сложности с написанием сценария из-за того, что пришлось продать ноутбук, на котором он работал. Именно тогда возникла мысль: «а стал бы он участвовать в смертельной игре ради денег?». Тема сильного социального неравенства присутствует практически во всех проектах: «Паразиты», «Поезд в Пусан», «Олдбой». Где-то ей посвящена основная сюжетная линия фильма, где-то это просто фон.


Что будет дальше? На этот вопрос практически никогда невозможно ответить, если вы смотрите корейский фильм. В интернете есть много подборок кино с неожиданными поворотами, зрители чуть ли не в отдельный жанр их выделяют. Но в контексте корейского кино особо не имеет смысла это делать, потому что здесь всегда есть неожиданные повороты, и их много. Это даже можно обобщить в слом любых шаблонов и стремление постоянно удивить, шокировать зрителя.
История Южной Корее не самая веселая и успешная, от этого многих внутри есть внутренняя историческая коллективная травма. Они для этого используют даже специальный термин «хан» – чувство мировой скорби и неизбывной печали. Отсюда прослеживается две интересные черты. Во-первых, очень сильная негативная эмоциональность актеров, некоторым может даже показаться, что они переигрывают. От этого, конечно, повышается экспрессия и чувственное восприятие фильма. Во-вторых, боевики и криминальные фильмы корейские фильмы, возможно, самые лучшие в мире. Как минимум, на втором месте после США. Пока этот жанр постепенно стагнирует во всем остальном мире, то у них настоящий рассвет и очень интересный подход к ним. Визуально они интересно сделаны, есть необычные съемочные приемы или нетипичная картинка. Например, классическая трехминутная драка одним дублем, где камера движется горизонтально – за это время во многих фильмах ее переосмысляли или делали отсылки, оммаж на нее можно найти даже в клипах российских рэперов. Что также сильно выделяется – это обилие жестокости и крови. Причем этого хватает даже в драматических фильмах, где, казалось бы, можно и обойтись без этого. Но нет, это настоящий культурный код.


Вопросы без ответов
Феномен корейского кинематографа дает, конечно, надежды любой стране и культуре, что их проекты также могут быть замечены. И не просто замечены, а есть шанс стать лучшими, несмотря на то, что сняты не на английском языке. Это смесь высококачественной работы, культурной идентичности, искренности, смелости и постоянного поиска новых решений. Корейцы не боятся говорить на сложные и важные темы даже в не самых подходящих для этого жанрах. Это не новый Голливуд, а своя вселенная, у которой даже получается на регулярно основе забирает лидирующие места. Часто в корейских проектах нет четкого финала с катарсисом, они предпочитают открытый конец, где главный герой стоит потерянный в кадре и смотрит в пустоту или камеру. Зачем давать готовые ответы, когда зритель может придумать свои.
Так в чем же феномен корейского кинематографа?
Популярное
Вокалистка Басты в Казани покорила публику
Вы просили — команда журнала GALA разузнала, кто такая Александра Мостовяк.
Баста закроет VK Fest в Казани: таймлайн выступлений артистов и инфлюенсеров
Рассказываем, во сколько приходить и кого слушать в это воскресенье.
«Ты моя русская кукла»: кто помогает российским моделям покорить мировые подиумы
Рассказываем, за чьими плечами стоит успех российских моделей на мировой арене.
Фурор фотозоны GALA, 20000 гостей и Баста из чак-чака: в Казани прошел VK Fest
Рассказываем, как ХЛЕБ потерял по пути на фестиваль Саню, как Баста чуть не вызвал землетрясение и почему фестивали такого масштаба лучше не пропускать.