«Чужие деньги»: стрельба и погони в сериале, который сам долго разгоняется
В онлайн-кинотеатрах «Иви» и START вышел долгожданный проект про крипто-преступников с Максимом Матвеевым в главной роли. Нет, в двух главных ролях. Разбираемся, стоит ли тратить на него время.
Если у вас нет знакомого, который мутит темки с криптой и уже десять раз обанкротился, значит, этот человек - вы. Биткойн, Toncoin от Дурова, Hamster Kombat и еще десятки наименований, которые знакомы теперь всем, стали мемами. Понятное дело, что сериал на эту тему напрашивался. И вот появился первый громкий российский проект, где главные герои занимаются обналом, схемками, мутками и прочими незаконными делами с приставкой «биткоин». На платформе IVI и START вышли четыре эпизода сериала «Чужие деньги». И хорошо, что сразу четыре. Вам придется запастись терпением, чтобы втянуться в сюжет.
Есть два человека. Один - гениальный обнальщик Леха, который делает на крипте миллионы. А есть Юра, который из крипты делает только долги, из-за которых влезает в кредиты. И да, они выглядят как один человек (играет их Максим Матвеев). Даже по описанию сюжета очевидно, что они должны поменяться местами. Как - говорить не будем во избежание спойлеров.
Режиссер проекта - Игорь Твердохлебов («Триггер», «Библиотекарь»), а сценарий написал Сергей Минаев («Золотое дно», «Духless») и Дмитрий Минаев («Трудные подростки», «Золотое дно»). Нет, они не родственники, просто однофамильцы, которые вместе пишут сценарии. И такие совпадения бывают, да. Помимо Матвеева в касте Стася Милославская, Филипп Янковский, Александр Мизёв («The Телки», «Убить Риту», «Страсти по Матвею»), Линда Лапиньш и Гоша Куценко.
Экспозиция, как правило, в кино и сериалах очень скучная вещь. Потому что зрителю нужно многое узнать перед тем, как начнутся основные события. Конечно, ее нельзя затягивать, надо скорее переходить к основному сюжету. Но и нельзя показать зрителю слишком мало информации, иначе он не подключится к героям или не будет понимать, что здесь происходит. Внимание, вопрос: угадайте, сколько длится экспозиция в «Чужих деньгах»? Вы готовы? Час. Она длится всю первую серию. Пять строчек с завязкой на «Кинопоиске» равно 60 минут. Это необычно, мягко говоря. С одной стороны, показано интересно, но неужели нельзя было сократить…
И это далеко не все сценарные приколы. Ох, вы бы слышали эти тарантиновские диалоги. Персонажи говорят прямолинейно, картонно и еще невероятно пафосно. Леха не крутой обнальщик, нет, он гениальный (!). Это словосочетание произносится далеко не один раз, чтобы вы точно запомнили, какой он. Я представляю этот ряд гениев: Эйнштейн, Толстой и Леха-обнальщик. Хороший список. А вместе с этим персонажи продолжают сыпать цитатами «успешных мамкиных бизнесменов». В какой-то момент герои даже сами над этим иронизируют, но слушать такое все равно сложно. Радует, что с каждой серией диалоги становятся все лучше и лучше. Или просто я начал сходить с ума и привык к фразам в духе Джейсона Стейтема.


Структура сериала во многом похожа на все проекты в стилистике «Джентльменов» руки Гая Ричи. Здесь также несколько сюжетных линий: герои-обнальщики, их противник-чиновник и налоговая служба, которая хочет их всех схватить. Чтобы всё это работало, должны соблюдаться три ключевых условия: сопереживание к героям, много юмора и интересная сюжетная линия. Если с последним в целом все неплохо, то с остальными есть нюансы. Главный герой по-настоящему раскрывается где-то к третьей серии, а до этого надо прям терпеть безразличие. И в эти моменты должен спасать юмор, но его здесь непростительно мало. Еще из погружения буквально вышибает откровенная глупость. Самый яркий пример: персонажи говорят, что они сейчас залегли на дно, прячутся, хотя до и после спокойно катаются по всей Москве. После такого верить в происходящее тяжеловато.
Неожиданно радует Гоша Куценко (чиновник Свиницкий, антагонист), хороший проект у него бывает один из десяти, и это как раз тот самый случай. Он то грозный, то жалкий, то мерзкий. Каждая сцена раскрывает другие грани его таланта. У него действительно получилось создать яркого и запоминающегося персонажа. Влюбляют в себя и второстепенные герои - Линда Лапиньш (Юлия, следователь) с Александром Мизевым (Ослик).
Максим Матвеев (в сериале Леша и Юра) играет двух противоположных по характеру героев. Какой-то бум двойников в кино в последнее время. Вспомнить даже недавнего «Василия», где Александр Петров играл близнецов. Здесь персонажи Матвеева не пересекаются (почти).
Очевидно, что была задача сделать Лешу и Юру максимально разными, чтобы зритель легко их отличал, но ребята перестарались. Когда перед нами гениальный обнальщик, то актер невероятно переигрывает: Максим настолько неестественный, что не веришь ни секунды. Скорее всего, это решение режиссера. И не самое удачное. После сериала осталось очень неоднозначное мнение о работе Твердохлебова из-за множества странных решений. Например, кадр постоянно приближается на ключевые объекты, а иногда и отдаляется (речь про зум на монтаже). И это выглядит как-то неумело, странно, дешево. Будто бы не сериал смотрим, а видеоблог на ютьюбе. В моменты, когда картинку приближают к важному объекту, ощущение, что зрителя держат за слепого котенка - если не ткнуть мордой в миску, корм он не найдет. Кстати, помните, мы упоминали Свиницкого? Так вот, за глаза его называют Свинкой. Казалось бы, прозвище очевидное - говорящая фамилия все объясняет. Но нет, в конце реплик он еще иногда и хрюкает. По-настоящему хрюкает. Серьезно?


Сюжетное повествование очень динамичное, интересное. За отдельные приемы хочется даже аплодировать. В подобных проектах сложные финансовые схемы довольно проблематично сделать понятными, но в «Чужих деньгах» с этим проблем нет. А еще мы заметили странную отсылку к Тарантино – крупный кадр ступни Линды Лапиньш. Все в лучших традициях Квентина.
Я уж не знаю, чего там такого сказали саунд-дизайнеру, но он оторвался по полной. Такого обилия лишних, ненужных, нелепых звуковых эффектов я еще не встречал. Видимо, создатели посмотрели сериал и поняли, что экшена мало, и надо это исправлять. И на каждом диалоге, даже на самом простом, столько пафосных звуковых эффектов, как будто это финальный бой Таноса против Мстителей.
К чему нет практически никаких претензий - так это к картинке. Оператор Николай Богачёв («Пищеблок») кроме симметричных, ритмичных кадров и оригинальных ракурсов также создает динамику с помощью частых пролетов камеры сверху, снизу, вокруг, сквозь помещения. И это не просто для красоты, а для развития драматургии. Серьезный диалог - камера стоит на месте, что-то нервное - идет движение, экшен - оператор включает режим полета.
На удивление, создатели даже разговаривают с нами на серьезные темы. Это не просто криминальный развлекательный сериал, здесь поднимаются важные, вечные вопросы. В основном все сводится к двум: реален ли принцип Fake it, till you make it (английская поговорка «Притворяйся тем, кем хочешь быть, чтобы им стать») и что все-таки отличает успешного человека от лузера. Вера в себя, страх, тайные знания или что-то еще? Герои не просто это обсуждают, тема развивается через драматургию.
«Чужие деньги» вышли очень неоднозначным проектом. С одной стороны, недостатков очень много. Но по мере просмотра ты начинаешь закрывать на них глаза, следить за героями, их поступками, проникаться историей. Не просто так выпустили сразу четыре серии: первые два эпизода действительно разгоночные, косячные, но с третьего появляется интерес и возникает желание смотреть дальше.
Популярное
Баста закроет VK Fest в Казани: таймлайн выступлений артистов и инфлюенсеров
Рассказываем, во сколько приходить и кого слушать в это воскресенье.
Фурор фотозоны GALA, 20000 гостей и Баста из чак-чака: в Казани прошел VK Fest
Рассказываем, как ХЛЕБ потерял по пути на фестиваль Саню, как Баста чуть не вызвал землетрясение и почему фестивали такого масштаба лучше не пропускать.
Вокалистка Басты в Казани покорила публику
Вы просили — команда журнала GALA разузнала, кто такая Александра Мостовяк.
GALA представит фотозону в стиле Retro Circus Core на VK Fest в Казани
На долгожданном фестивале современной музыки мы впервые расскажем о фешен-шоу, посвященном юбилею Казанского цирка.