Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор материала: Денис Фокин

13 June 17:00

Феерия и магия: каким получилось шоу «Мирас» в Казанском цирке

Эффект полного погружения в сказку обеспечен. И это ещё один повод побывать в столице Татарстана.

Казанский цирк, как и всё советское наследие, долгое время восстанавливался и встраивался в современные реалии — не было своей труппы, не было постановок, не было интереса к жанру как таковому. Это касалось всех цирков в стране, не выдерживающих конкуренцию с тем самым известным и медийным, который катком прокатывался по миру, ставя свои шатры и продавая билеты и мерч за тонну денег («Вот вам бесполезный коврик для мыши, с вас сто тыщ»). Но ситуация изменилась, случилась культурная мини-революция: круто можно сделать и самим.

Казанскому цирку перевалило за сотню лет (речь не про здание «Летающая тарелка», а про организацию и явление в целом), и никогда до этого в нем не ставили полностью национальные шоу. Наверное, потому, что раньше это никому было не интересно — сначала коммунизм, пропагандирующий равноправие (читай: однообразие), диктовал условия инкубатора, после вся страна пыталась выжить на обломках того самого коммунизма — было не до развлечений и самоидентичности. Сейчас, когда в многонациональной стране очень даже принято показывать уникальность каждого региона, настало время продемонстрировать красоту наследия татарского народа («Мирас» в переводе — наследие). Точнее, время настало давно, когда туристический интерес к Татарстану стал расти как ненормальный, а сейчас оно продолжается, и премьера в цирке делает свой весомый вклад в культурный фундамент самопрезентации.

Предпремьера была назначена на 12 часов дня 12 июня. За час до начала у входа в цирк стали собираться гигантские толпы зрителей под палящим солнцем. Билеты на это время не продавали — кажется, весь зал заполнили журналисты, блогеры и дети, получившие пригласительные. Зал на две тысячи мест заполнялся стремительно, кажется, ни одно кресло не пустовало. Контролёры на входе, одетые в униформу красного цвета, на современный манер не отрывали корешки билетов, а сканировали, указывая направление к нужному сектору. Вообще, внутри огромной тарелки легко заблудиться, особенно если здесь находишься впервые. Ещё удивительнее, что в бывшем советском цирке совсем нет того специфического запаха животных, спирающего нос. Самих животных в представлении тоже почти не было, но об этом позже.

Вместо школьного звонка звенел мелодичный колокольчик, а после приятный голос объявлял на трёх языках, что нужно поторопиться. Ну и как обычно чуть задержавшееся начало стали требовать аплодисментами. Само представление с бойким наполнением и философским эпилогом, кажется, не содержит ничего линейного и последовательного: номер сменяет номер, между ними забавная клоунесса отвлекает внимание, пока меняется покрытие манежа, а после идёт гладкая склейка без заминок к следующему эпизоду. Но всё не так, как кажется: «Мирас» построен как спектакль, где вся начинка — это сны, пропитанные национальным фольклором. Каждый, казалось бы, классический цирковой номер обёрнут в татарские мифы и легенды, потому смотрится по-новому, ярко и непривычно. Татарский культурный код вписали в цирковые традиции, и это прекрасно.

Шоу началось с самой, кажется, знакомой песни на татарском языке «Туган як» Васили Фаттаховой — зал загудел, затопал, запел. Музыка, часть из которой исполнялась живым оркестром по всем законам жанра, была не оглушающей, а комфортной и действительно прекрасной, разноплановой: странный микс из Рики Мартина, Хании Фархи и Мисси Эллиот разбивали частушки клоунов и специально написанные для шоу партии. Было ощущение вакуума. Прекрасного и полноценного — музыка, яркие ковры манежа, огромные экраны и стены с 3D-проекцией засасывали и поглощали, даже обволакивали.

В шоу «Мирас» попытались объять необъятное и найти точки пересечение детского и взрослого интересов. Для первых были забавные животные и клоуны, для вторых — глубокомысленные аллегории в красивейших номерах. Удалось ли? Кто знает, хотя едва ли дети понимали все завуалированные параллели и посылы, спрятанные в фантастически прекрасных, но сложных для понимания выступлениях. Но смеялись до визга от эксперссивных сценок клоунессы Ксении Зубовой. Да и взрослые ближе к середине представления, поборов напускной снобизм, стали радушнее откликаться на шутки.

В «Мирас» задействованы животные. Их не много, но они есть — медведь, собака, овечки и лошади. Зоозащитники снова остались недовольны — в XXI веке как минимум странно, как максимум не милосердно держать зверей на потеху публике. Теперь контраргумент: в цирке используют метод гуманной дрессуры и к животным относятся с любовью — после каждого трюка дрессировщица медведя Алия Такшанова целовала своего питомца, а дрессировщица овечек Эмилия Будзилович-Николенко сделала то, о чём многие только говорят — спасла одну из подопечных, приговорённых к шашлыку. Теперь овечка стала артисткой. Да и вообще животные в цирке по статистике живут гораздо дольше, чем их собратья на воле.

Артисты шоу закончили репетицию в 4 утра, а в 12 дня уже давали первое представление. Усталости не было заметно — скорее всего, её выбил адреналин, желание показать результаты своих трудов. После шоу директор Казанского цирка Эльмира Булатова, выйдя на манеж в прекрасном кимоно, сказала: «Мы представили премьеру в период, когда очень много туристов в Татарстане, поэтому для них нужно показать именно красочность, яркость. Люди приходят в цирк за эмоциями. Для этого приобретались экраны, для этого были тонны света, чтобы люди вышли отсюда очарованные, влюбленные». Позже, когда зрители рекой текли к выходу, из-за кулис слышались аплодисменты и возгласы — то артисты поздравляли друг друга с удачной премьерой. Мы вас понимаем, мы вас поддерживаем.

Для тех, кто давно не был или вообще не бывал в цирке, «Мирас» станет откровением. Это яркое шоу, играющее на эмоциях. Самый первый эпизод, когда на манеж выходят артисты с номером «Колыбельная. Легенды и мифы татар», прошибает на слезу красотой, эпичностью и размахом. На постановку шоу потратили, по некоторым данным, больше 100 миллионов рублей — сумма внушительная, и, кажется, отработанная до копейки: представление длится почти три часа (с антрактом), но внимание не рассеивается, драматургия не проседает. Детали проработаны, движения отточены, костюмы великолепны. Это красиво и зрелищно — а что нам ещё нужно?

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей